24 апреля 2018, 13:40

«Те же яйца, только сбоку». Автоэксперты усомнились в пользе от объединения «площадки» и «города» на экзамене

Читать 360tv в

В России может измениться процедура сдачи экзамена на получение водительского удостоверения. Нововведения коснутся практической части испытания: ГИБДД хочет объединить проверку езды на площадке и в городе. В ГИБДД уверены, что инициатива улучшит подготовку водителей и снизит число аварий с новичками за рулем. Некоторым автоэкспертам инициатива Госавтоинспекции пришлась по душе, но есть и те, кто усомнились в ее эффективности.

Плохая подготовка

В настоящее время лишь 8% учащихся автошкол сдают экзамен в ГИБДД с первого раза. Об этом в интервью «Коммерсанту» заявил глава ГИБДД Михаил Черников. Низкая цифра говорит об очень слабом уровне подготовки будущих водителей в автошколах. В идеале они должны выходить из стен учебного заведения полностью готовыми к различным дорожным ситуациям.

Ранее для этого были пересмотрены программы обучения, что в принципе дало неплохие результаты: в 2017 году мы видим на 15% снижение аварийности с участием молодых водителей, хотя раньше наблюдался рост

Для дальнейшего повышения уровня подготовки Госавтоинспекция предложила объединить практические части экзамена — вождение на площадке и по городу — в единое испытание. Черников пояснил, что это не означает отмену обучения на автодроме, оно продолжится. Просто проверку полученных навыков будут проводить на городских улицах. «Чтобы исключить дублирование и увидеть, как будущий водитель ориентируется в транспортном потоке, вводится объединенный экзамен, в который будут обязательно включены элементы площадки», — сказал он.

В настоящее время изменения обсуждаются с Минобрнауки. Не исключено, что их внесут уже к концу этого года.

Председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов не согласился с мнением главы ГИБДД. Он заявил «360», что 8% сдающих с первого раза — вполне приличный результат, учитывая, что на экзамене кандидаты на получение прав пребывают в сильном стрессе.

«Результат показывает, что мы на правильном пути, а образовательный процесс идет. Как мы оцениваем автошколы: если учащиеся с первого-третьего раза все сдают, то школа — нормальная. Программа обучения — не перенасыщенная, и все понимают, что перед тем, как выезжать на дорогу, нужно подготовится», - добавил он.

«Кривая» программа и желание заработать

«360» обсудил объединение двух элементов экзамена с автоэкспертами. Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что проблема кроется не в автошколах, а в обучающей программе и методике, которую разработало Минобрнауки. Низкий процент сдающих с первого раза — следствие этой образовательной программы. Будущие водители изучают устройство стартера, как поменять ремень ГРМ или работу двигателя, но не то, что необходимо в повседневной жизни.

После такого «обучения», пояснил представитель автосообщества, проблемы возникают, когда водители-новички приходят на экзамен в ГИБДД или, что еще хуже, попадают на реальную дорогу. Чтобы улучшить знания неопытных водителей, необходимо скорректировать образовательную программу, ведь автошколы учат по утвержденной выше методике.

Когда ее принимали, представители автошкол предупреждали, что такая «кривая» программа не приведет ни к чему, кроме повышения цены за обучение. Но в Минобрнауки программу приняли: половина автошкол закрылась, вторая подняла цены в два раза. Число получивших права в прошлом году снизилось до 1,3 миллиона человек, а бывало, что сдавали и по 2,5 миллиона

В разговоре с «360» депутат Госдумы Олег Нилов согласился, что проблема может крыться в обучающей методике. Вместе с тем он предположил, что ответственность может лежать и на самих автошколах.

«Дело не в нерадивых учениках, потому что ни в одном другом обучающем заведении у нас нет такой ужасной успеваемости. Возможно, дело в том, что на первом плане стоит желание заработать. Отсюда и противоречие в целях одних, в том числе ГИБДД, по подготовке водителей и целей бизнеса», — пояснил Нилов.

Меньше водителей — меньше аварий

По мнению Петра Шкуматова, сокращение числа ДТП с участием начинающих водителей произошло исключительно потому, что сократилось общее количество прошедших экзаменационные испытания в ГИБДД.

Представитель автошкол Александр Ачкасов придерживается точки зрения, что снижение аварийности на дорогах стало следствием комплексного подхода к улучшению образовательного процесса. В частности, после принятия в 2014 году нового регламента число одних только столичных автошкол сократилось в два раза: с 450 до 220.

Образовательный процесс сориентировали на повышение безопасности дорожного движения, то есть произошло не ужесточение экзаменов, а улучшение обучения. Все было сделано для того, чтобы кандидат приходил и получал знания и навыки. И вот вам положительный результат комплексного подхода: улучшения камер, инфраструктуры и обучения

Депутат Нилов также отметил усилия Госавтоинспекции для уменьшения аварий. Он обратил внимание на то, что в последние годы приобрести права «в переходе из-под полы» стало практически невозможно. Однако, добавил он, эта работа лежит в другой плоскости — антикоррупционной.

Как улучшить подготовку водителей

Ситуация может измениться, если автошколы станут государственными или с государственным участием, сказал депутат Нилов. Потому что предоставлять качественное обучение в бизнес-формате пока не получается. Также необходимо выделить большее количество часов для практических занятий.

«Самое главное — не теоретическая составляющая, не знание правил, а практика безаварийной езды. А это всегда связано с большими расходами. Поэтому нужен плотный контроль за проведением практических занятий. Но не с целью усложнить процесс получения прав, а с целью защитить всех участников движения», - добавил парламентарий.

Все элементы площадки, уточнил он, вроде гаража, змейки и параллельной парковки, можно сдать фактически случайно. В городе ситуация иная. Именно поэтому и нужно больше времени уделять практике езды в реальных условиях с профессионалами, а не с мужем, братом или папой.

Председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов придерживается идеи о специальных правах для начинающих водителей. Ранее представители автошкол предлагали выдавать такие удостоверения на двухлетний срок. Если за это время автолюбитель не допустит серьезных нарушений ПДД или не станет виновником аварий, то сможет получить постоянные права. А если нарушения все же будут, то шоферу придется поездить с ними еще два года. Кроме того, подчеркнул Ачкасов, необходимо законодательно закрепить требование о том, что площадка не должна располагаться дальше 10 километров от автошколы.

«Сейчас некоторые автошколы по бумагам имеют автодром, это необходимо для получения документов от ГИБДД. Но расположена площадка в 30-40 километрах от автошколы. А у ГИБДД нет полномочий приехать и проверить, сумеет ли ученик за время урока приехать на площадку, позаниматься и вернуться обратно», — пояснил он.

Малочисленные регионы порой выпускают почти столько же водителей, сколько, например, 15-миллионный мегаполис. Поэтому автошколы предлагают вести квоты на выпуск водителей в зависимости от численности населения.

Объединенный экзамен

По мнению руководителя «Синих ведерок», надежды Черникова не оправдаются и водители не станут более подготовленными после объединения практических частей экзамена.

В действительности это ни на что не повлияет. Ну какая вам разница, будете вы сдавать площадку как отдельный экзамен или вместе с городом? Те же яйца, только сбоку. Я сомневаюсь, что это объединение изменит хоть что-то, кроме количества бумаг в ГИБДД

По словам Ачкасова, похожее объединенное испытание есть на внутреннем экзамене в любой добросовестной автошколе. Возможно, не исключил он, ГИБДД обратило внимание именно на этот опыт.

«У каждой нормальной автошколы есть внутренний экзамен, после сдачи которого ученики отправляются на сдачу в ГИБДД. Не исключено, что объединение станет еще одним фильтром, который уберет нерадивые автошколы. Если это будет как наш внутренний экзамен, то мы это приветствуем», - заключил он.

Реклама

Реклама