Плюс пять рублей: что будет с ценами на бензин в Роcсии | 360°

30 октября 2018, 19:45

Плюс пять рублей: что будет с ценами на бензин в Роcсии

Читать 360 в

С начала года горючее в стране подорожало более чем на 10%. Российские нефтяные компании считают рост недостаточным и предлагают увеличить стоимость литра бензина еще на 4-5 рублей. Правительство не поддерживает инициативу нефтяников и собирается предпринять меры по заморозке цен на топливо. По мнению аналитиков, бензин до конца года рискует вырасти еще на 5%.

В ходе совещания у вице-премьера Дмитрия Козака представители нефтяных концернов предложили с начала следующего года поднять розничные цены на бензин. По словам нефтяников, рыночная стоимость литра топлива должна быть на 4-5 рублей выше текущей. Еще один участник встречи рассказал РБК, что повышать цены, руководствуясь принципом «мне плохо, поэтому плевать на всех», все-таки не будут.

Реклама

Между тем цены на автомобильное топливо, которые правительству удалось заморозить летом, в последний месяц начали расти. По данным Росстата, за неделю (с 15 по 22 октября) бензин в среднем по России подорожал на 0,1% и составил 43,39 рубля за литр. Всего же с начала октября стоимость горючего увеличилась на 0,4%. Дизель за первые три недели октября прибавил 0,8% — до 44,95 рубля за литр. При этом с начала года цена бензин взлетела на 9,3%, а на дизельное топливо — на 10,9%.

В Кремле подтвердили, что следят за ситуацией и работают над комплексом необходимых мер. «Это тема, которая сегодня тщательно отслеживается. Вы видите, что предпринимаются весьма активные, энергичные меры, работа продолжается», — рассказал журналистам секретарь президента России Дмитрий Песков.

Экспортный маневр

Экономический блок российского правительства также разрабатывает меры по заморозке цен на топливо. Так, в понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что может распорядиться ввести запретительные пошлины на нефть и нефтепродукты для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. По этой причине глава правительства поручил Минэнерго и вице-премьеру Дмитрию Козаку в ближайшие два дня провести консультации с нефтяными компаниями.

Если консенсуса с представителями энергетического бизнеса достичь не удастся, в ближайшее время «придется подписать решение ввести запретительные пошлины на нефтепродукты и нефть», чтобы стабилизировать ситуацию на рынке, подчеркнул премьер-министр.

Данные предложения рассматриваются в качестве альтернативы другому способу сдерживания цен на топливо, который предполагает повышение экспортных пошлин на нефтепродукты. Смысл новых мер заключается в попытке увязать экспорт нефти с обязательствами нефтяных компаний обеспечивать необходимые поставки топлива на внутренний рынок.

Сейчас правительство имеет право значительно увеличить вывозные пошлины, если стоимость топлива на АЗС начнет резко расти, отметил в разговоре с «360» генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев. По его словам, главной причиной роста цен на бензин остается налоговый маневр в нефтегазовой отрасли.

Маневр сокращает пошлину на экспорт сырой нефти и перекладывает налоговую нагрузку на производство нефтепродуктов. В результате предприятия перекладывают возросшие издержки на потребителей, что негативно отражается на цене. Чтобы переломить ситуацию, нужно снизить налоги на переработку и увеличить экспортные пошлины

Начиная с апреля нефтяные компании сдерживали розничные цены на топливо, но власти не предприняли каких-либо мер, поэтому бензин в последние месяцы года продолжит активно дорожать. «Рост может составить более 5%, поскольку запасы „дешевого“ бензина, который производился до налогового маневра, стремительно заканчиваются. Подорожает и дизель, так как его зимняя вариация обходится производителю значительно выше летнего варианта», — прогнозирует Лосев.

В сентябре стоимость бензина у производителей выросла сразу на 10%, а с начала года — на 26%. При этом производственные мощности сократились на 11% по сравнению с августом: в сентябре предприятия выпустили всего три миллиона тонн бензина. Цены производителей на дизельное топливо увеличились на 4 % в сентябре и на 23% с начала года.

Нефтяной фактор

В пользу роста цен на горючее сыграли также позитивные новости с мировых сырьевых площадок. В настоящее время нефть марки Brent торгуется в коридоре 75,2 — 77,3 доллара за баррель, вплотную приближаясь к значениям ноября 2014 года. С начала года сырье подорожало на 17%.

Растущие нефтяные котировки вкупе со слабеющим рублем спровоцировали взлет цен на топливо на внутреннем рынке, считает старший аналитик по нефтегазовому сектору Райффайзенбанка Андрей Полищук. «Оптовая цена на сырье в пересчете на рубли выросла для производителей, что и привело к подорожанию бензина, дизеля и других товаров из нефти. При этом даже высокая конкуренция на рыке не смогла сдержать рост», — отметил собеседник «360».

Оптовые цены до сих пор продолжают расти: за последнюю неделю стоимость оптовых партий бензина АИ-92 увеличилась на 216 рублей за тонну и превысила отметку в 50 тысяч рублей. Цена АИ-95 подросла на 201 рубль за тонну — до 56,5 тысячи рублей.

Дополнительным драйвером роста стоимости топлива послужит увеличение налоговой нагрузки, подчеркнул аналитик. С 1 января 2019 года акцизы на бензин в России должны вырасти с 8,213 до 12,374 тысячи рублей за тонну, а на дизельное топливо — с 5,665 до 8,541 тысячи рублей за тонну. В Счетной палате уже спрогнозировали, что мера приведет к резкому росту цен на бензин.

Негативные последствия от реформы могут быть нивелированы за счет смягчения налоговой нагрузки на отрасль, отмечают опрошенные «360» аналитики. В 2019 году заработает пакет законов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Поправки предполагают последовательное снижение экспортной пошлины на нефть с текущих 30% до 0% со следующего года.

Реклама

Реклама