Плавучий док, где ремонтировали крейсер «Адмирал Кузнецов», затонул в Мурманске. Что известно о происшествии | 360°

30 октября 2018, 12:36

Плавучий док, где ремонтировали крейсер «Адмирал Кузнецов», затонул в Мурманске. Что известно о происшествии

Читать 360 в

Один из крупнейших в мире плавучих доков ПД-50, где проводился ремонт тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», затонул в Мурманске из-за ЧП с электричеством. Жертв нет, однако два человека находятся в реанимации, а судьба как минимум еще одного неизвестна.

Электрическое ЧП

Инцидент произошел ночью 30 октября, во время доковых работ на Росляковском судоремонтном заводе №82 (СРЗ-82). По предварительной версии, причиной ЧП стал перебой в подаче электроэнергии, сообщило мурманское издание «СеверПост». Из-за этого сбоя цистерны ПД-50 резко наполнились водой — и он ушел под воду.

Реклама

По сведениям ТАСС, скачок напряжения привел к отключению насосов дока. Накануне обрушившаяся на Мурманск непогода привела к авариям на линиях электропередачи. Часть города была обесточена. На самом СРЗ-82 подача энергии прерывалась дважды. Представитель занимающегося починкой Центра судоремонта «Звездочка» Евгений Гладышев пояснил, что авианосец не пострадал, а ЧП не отразится на графике запланированных работ.

«Несмотря на нештатную ситуацию, „Адмирал Кузнецов“ спущен на воду. График его ремонта не нарушен. В ходе операции по спуску „Адмирала Кузнецова“ на воду произошел скачок напряжения с берега, из-за этого встали насосы и произошло нерасчетное погружение дока в воду», — сказал Гладышев.

Очевидцы сообщили газете «Вечерний Мурманск», что еще одно ЧП случилось при выводе корабля из ПД-50. Во время затопления дока на палубу крейсера рухнул башенный кран, не повредив важного оборудования. Второй упал в море. Несмотря на нештатную ситуацию, «Адмирал Кузнецов» доставили в доки 35-го судоремонтного завода.

«Объемы ущерба мы сейчас оцениваем. На палубу упал кран с высоты примерно 15 метров, понятно, что там есть и повреждения корпуса, и повреждения палубы, но, к счастью, это произошло на тех участках, которые не связаны с эксплуатацией какого-то жизненно важного оборудования крейсера», — рассказал глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.

Собственный источник агентства в оперативных ведомствах пояснил, что кран до сих пор лежит на палубе. Во вторник днем водолазы изучат внешнюю часть судна, чтобы убедиться в ее целостности. После осмотра и оценки ущерба кран планируют убрать.

«Ждем водолазов для обследования забортной части корабля для того, чтобы понять, были ли за время завершения доковой операции какие-то повреждения. Пока там, по предварительным данным, все должно быть хорошо, потому что команда находилась на борту и отслеживала процесс завершения вывода корабля из дока», — пояснил собеседник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе.

Уголовное дело

Глава Мурманской области Марина Ковтун сообщила в своем Instagram, что при затоплении ПД-50 пострадали два человека, их госпитализировали. Судьба еще одного пока не известна. «По ситуации с пострадавшими в результате ЧП в доке 82-го СРЗ. Двое пострадавших обслужены амбулаторно. Двое человек находятся в областных медучреждениях: в „Севрыбе“ и городской больнице. К сожалению, один человек до сих пор не найден», — сообщила она.

В свою очередь ТАСС со ссылкой на представителей приемного отделения медсанчасти «Севрыба» сообщил о четырех пострадавших. Во время ЧП они упали в воду и получили сильное переохлаждение, один из них — травму брюшной полости. Двоих отпустили домой после оказания необходимой медпомощи. Еще двоих госпитализировали. Одного в тяжелом состоянии — в горбольницу, другого поместили в реанимацию «Севрыбы».

В пресс-службе Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета заявили о пяти пострадавших из-за ЧП.

«29 октября 2018 года в результате нарушения правил технической эксплуатации судоподъемных сооружений произошло затопление дока. В результате произошедшего пострадали пять человек: четверо работников извлечены из воды с признаками обморожения и доставлены в медицинское учреждение, один считается пропавшим без вести», — пояснили в ведомстве.

В связи с этим в СКР возбудили уголовное дело о нарушении правил безопасности при организации ремонта на судоремонтном плавучем доке. На месте происшествия работают сотрудники ведомства. Они установят причины и обстоятельства происшествия и оценят действия работодателя по обеспечению безопасности сотрудников.

Один из крупнейших в мире

Судоремонтные доки делятся на два типа: сухие и плавучие. Первые находятся на суше и способны выдержать суда огромного веса. Поэтому в основном их применяют для строительства кораблей. Плавучие доки (ПД) в большинстве случаев предназначены для подъема кораблей из воды и последующего их ремонта. По назначению делятся на ремонтные, передаточные (спускающие судно на воду с горизонтального помоста) и транспортные.

ПД бывают самоходными и несамоходными. В этом случае их могут передвигать за флотом при помощи буксиров. Из-за этой особенности ПД на протяжении долгих лет остаются самыми дешевыми ремонтными судоподъемными плавсредствами и важным элементом системы рассредоточенного базирования. Однако срок службы ПД гораздо меньше, чем у сухих доков.

По сути, плавучий док — это понтон, разделенный переборками на балластные отсеки или цистерны. При откачке из них воды насосами ПД всплывает. При приеме воды, наоборот, погружается. Отключение этих насосов и произошло во время сбоев электричества на СРЗ-82. ПД-50 грузоподъемностью 80 тысяч тонн является одним из крупнейших в мире таких сооружений. Его построили в 1980 году (по некоторым данным, в 1979-м) на шведской верфи Gotaverken Arendal по заказу ВМФ СССР. Длина дока — 330, а ширина 67 метров.

Назначение ПД-50 — ремонт крупных кораблей и подводных лодок. В 2015 году в нем ремонтировали тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». В 2001 туда помещали поднятую со дна Баренцева моря атомную подлодку «Курск». Тогда обошлось без происшествий. А вот в 2011 году Мурманск чуть было не стал вторым Чернобылем из-за пожара на атомном подводном стратегическом ракетоносце К-84 «Екатеринбург».

На борту судна, помимо двух атомных реакторов и топлива, находился полный боекомплект: 16 межконтинентальных ракет с четырьмя боеголовками каждая, противолодочные ракетоторпеды и электрические торпеды. Возгорание тушили несколько часов. По соседству с лодкой в то время ремонтировали большой противолодочный корабль проекта 1155 «Вице-адмирал Кулаков». К счастью, судно не пострадало.

Реклама

Реклама