Пять дней для обращений по ОСАГО. Борьба с мошенниками или уловка для отказа в выплате? | 360°

14 августа 2018, 00:01

Пять дней для обращений по ОСАГО. Борьба с мошенниками или уловка для отказа в выплате?

Читать 360 в

Страховщики предложили ограничить пятью днями срок сообщений владельцев полисов ОСАГО о ДТП. По их мнению, это поможет бороться с мошенниками, которые заявляют об убытке спустя год или полтора, а компании уже не могут проверить обстоятельства аварии. Однако автоэксперты заявили, что предложение выгодно исключительно самим страховщикам, и может стать уловкой для отказа в выплатах.

Пять дней на сообщение

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) предложили внести очередные поправки в закон об ОСАГО и ограничить срок извещения страховых компаний об авариях пятью днями. По их мнению, это поможет бороться с мошенниками и автоюристами. Предложение уже направили в Минфин. Представитель ведомства не стал его комментировать, добавив, что предложение РСА обязательно рассмотрят.

Реклама

В настоящее время, пишут «Ведомости», они нередко сообщают об убытке спустя год-полтора после аварии. Спустя такое время страховые компании не в состоянии выяснить все подробности ДТП, а задерживать выплаты не могут из-за штрафов. Пока пятидневный срок извещения об аварии предусмотрен только в случае оформления европротокола.

Начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов подтвердил «360», что страховщики предложили установить пятидневный срок для сообщения в страховую об убытке. По его словам, это вполне разумный срок, а страховщик не может бесконечно держать резервы произошедших, но не заявленных убытков. Эта сумма, по его словам, не может «постоянно болтаться неизрасходованной». Поэтому В РСА хотят, чтобы в законе была прописана такая, норма. Она будет стимулировать потерпевших вовремя сообщать страховщикам о произошедших ДТП.

«Если водитель попал в больницу, то есть у него есть уважительная причина, ничего страшного не произойдет. Он предоставит подтверждающие документы, и это не сможет стать отказом в возмещении ущерба. И никакие законодатели и суды не освободят страховщика от возмещения убытка в этом случае», — пояснил он.

Порватов затруднился назвать плюсы, которые получат все стороны, которые затронет это предложение. Но, автовладельцы начнут обращаться в страховые в надлежащие сроки. Сейчас, чтобы получить возмещение ущерба, воители обращаются в страховые. А предлагаемая, норма просто упорядочит правоотношения между сторонами.

«У страховщиков есть огромные стимулы справедливо подходить к урегулированию убытков. Лет пять назад Верховный суд РФ распространил закон о защите прав потребителей на ОСАГО. И если страховщик неправомерно откажет, то суд налагает штраф в размере 50% от выплат и пени за каждый день просрочки. А вот стимулов для принятия необоснованного отказа в выплатах у страховщиков нет», — заключил Порватов.

Уловка для отказа в выплате

Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев пояснил «360», что сейчас тоже есть срок, в течении которого нужно обратиться к страховщику и сообщить об ущербе. Но пока нет пункта, по которому автовладельцу могут отказать в выплате. Но если он появится, у страховщиков появится уловка для отказа.

«Это нормально, что они лоббируют свои интересы, но ненормально по отношению к гражданам и закону об ОСАГО. Что касается того, что можно сделать, то может и не имеет устанавливать срок обращений до года, а сократить до трех месяцев», — сказал Канаев.

Однако, добавил он должны быть отдельные сроки, как они предлагают, для тех, кто находится в больнице и так далее. А для остальных да, можно установить срок в три месяца, опять же, сделав исключение для тех, кто находится в отпуске или загранкомандировке. То есть должны быть альтернативы и ни в коем случае не должно быть отказа в страховой выплате.

«Если говорить о борьбе с мошенничеством, на которое ссылаются в РСА, то нужно предоставить статистику. С 2002 по 2018 год прошло много времени и если раньше эта проблема не поднималась, то нужно понять с какой стати ее подняли сейчас? Может она просто надуманна. Думаю, страховщики всегда будут заинтересованы в том, чтобы вообще ничего не выплачивать человеку», — отметил Канаев.

К тому же, сообщил Канаев, принятие этого предложения может серьезно подорвать авторитет страховых компаний и многие водители склонятся к тому, чтобы не оформлять полис ОСАГО. Поскольку идея выгодна исключительно автостраховщикам.

Выгода страховщиков

Юрист Ассоциации защиты страхователей Иван Сидоров заявил «360», что что РСА отстаивает интересы исключительно страховщиков. И согласился, что данная инициатива, как и все остальные предложения союза, выгодны исключительно страховым компаниям, а не автовладельцам.

«Я, такой же, как и все страхователь. И отношусь к этой идее крайне негативно. Многие автовладельцы даже в установленный срок не успевают обратиться к страховщику с сообщением о ДТП. Плюс огромные количества документов, которые иногда надо собрать, нередко мешают получить страховые выплаты. Мне кажется это нововведение станет негативным по отношению к страхователям», — сказал он.

По мнению Сидорова, страховщикам лучше было бы проработать вопрос поднятия штрафов для тех, кто отказывается оформлять полис ОСАГО и ездит без него. В настоящее время, напомнил он, штраф за езду без полиса крайне низок и многие водители предпочитают не тратиться и ездить без него.

«Если бы полисы были у 90-95% водителей, то многих проблем можно было бы избежать. И РСА не пришлось бы придумывать разные поправки в закон или поднимать тарифы на страховку», — подчеркнул Сидоров.

Реклама

Реклама