Тайна «голубого» периода Пикассо: современные технологии помогли раскрыть секрет гениального художника | 360°

19 февраля 2018, 20:15

Тайна «голубого» периода Пикассо: современные технологии помогли раскрыть секрет гениального художника

Читать 360 в

-

Flickr / Axel Schwenke

Реклама

Работы испанского художника Пабло Пикассо давно стали синонимом современного искусства — его имя известно сотням миллионов ценителей прекрасного, а его картины обходятся коллекционерам в сотни миллионов долларов.

В 2009 году издание Times короновало Пикассо как лучшего художника среди живших за последние сто лет. На аукционах его произведения часто продаются за рекордные цены — в мае 2015 года картина «Алжирские женщины» ушла с молотка за 180 миллионов долларов.

Самый талантливый, самый «дорогой», но и один из самых эксцентричных мастеров XX века оставил после себя неразгаданные тайны, которые начали открываться только сегодня, спустя почти 45 лет с момента его смерти.

Гора, ставшая женщиной

Уже будучи пожилым человеком, Пикассо признавался, что рентгеновские лучи в будущем найдут немало интересного под поверхностью его ранних работ, пишет издание The Independent. Это оказалось чистой правдой.

Конечно, это был не обычный рентген — для изучения картины «Нищенка, сидящая на корточках» был применен новейший метод сканирования произведений искусств, основанный на рентгенфлуоресцентном анализе. Метод позволяет проанализировать состав красок, определить их датировку и отделить один слой рисунка от другого.

Используя эту технологию, команда исследователей из США и Канады смогла проникнуть под верхний слой картины и обнаружить там невидимое обычное глазу полотно другого художника, ставшее органичной частью нового произведения.

Первыми секрет «Нищенки» узнали художники-реставраторы из канадского галереи искусств, отмечает журнал Cosmos. Их орлиные глаза еще в 1992 году заметили, что сквозь трещинки на полотне видны необычные для его создателя цветные тона и детали. Но только через 25 лет картина поведала свои тайны, скрытые под масляными красками Пикассо.

Как выяснили ученые, созданный им женский портрет был нарисован поверх пейзажа кисти неизвестного автора. Пикассо без сожаления взял чужую картину, перевернул на 90 градусов и начал рисовать. Он даже умудрился вписать некоторые детали ландшафта в очертания своей героини. Например, изгиб горы стал женской спиной.

Дальнейшее сканирование выявило как выглядели более ранние версии картины — первоначально рука женщины держала некий объект, предположительно, кусок хлеба. В более позднем варианте, рука оказалась скрыта под одеждой, а внешность «нищенки» была немного изменена.

По словам одного из исследователей Марк Уолтона, открытие позволит понять, что волновало Пикассо и как формировались его художественное мастерство.

Технология дала нам шанс заглянуть «внутрь головы» художника и понять творческие метания Пикассо— Марк Уолтон, по Guardian.

Голубой с оттенком зеленого

Картина, ставшая объектом исследования, считается одной из самых известных ранних работ Пикассо — шедевром его «голубого» периода.

Период получил такое название из-за пристрастия молодого художника к краскам с голубыми и зелеными оттенками. Моделями для его портретов становились нищие, алкоголики и проститутки, чьи страдания были чутко уловлены кистью и мрачной палитрой Пикассо.

Видимо, отсутствие денег вынудило гения из Барселоны использовать вместо новых холстов работы таких же бедных художников. Он мог купить их за бесценок, либо получить в подарок.

Что касается автора пейзажа, ставшего черновиком мастера — имя его пока неизвестно. По одной из версии, это мог быть Хоакин Гарсия Торрес — известный уругвайский художник, творивший в Барселоне с 1892 по 1914 годы. Он был чуть старше Пикассо и в тот период тоже страдал от безденежья. Позже, Хоакин стал одним из ведущих мастеров каталонского культурного стиля новосентизм.

На данный момент эксперты отрицают эту версию, сообщает газета Guardian. Им удалось точно установить место, изображенное на пейзаже. Это Лабиринт Орта — исторический парк, разбитый на склоне одной из гор гряды Кольсерола. Живописное место было крайне популярно среди местных художников. Его, в частности, рисовал выдающийся каталонский постимпрессионист Сантьяго Рузиньол и ряд других менее известных живописцев из Барселоны.

Теперь ученые намерены вернуть утерянную картину миру и установить цвета красок закрашенного пейзажа. Если им это удастся, возможно будет создать точную копию или, по крайней мере, раскрасить «рентгеновский снимок» картины, уничтоженной Пабло Пикассо в процессе творческих поисков.

Реклама

Реклама