• 13 августа 2018, 12:22

    «Пешком туда не дойти». Как проходит спасение альпинистов в горах Таджикистана

    Вертолет Ми‐8 совершил жесткую посадку в Таджикистане по пути в базовый лагерь в низовьях ледника Фортамбек. На борту были альпинисты, которые совершили восхождение на пик Исмоила Сомони. Среди пассажиров были россияне. «360» узнал, как проходит спасательная операция.
    «Пешком туда не дойти». Как проходит спасение альпинистов в горах Таджикистана

    «Жесткая посадка, а не падение»

    При транспортировке альпинистов, которые совершали восхождение на пик Исмоила Сомони (бывший Пик Коммунизма) в Таджикистане, вертолет Ми-8 совершил жесткую посадку. Инцидент произошел в воскресенье, 12 августа. Во время происшествия на борту находились 13 альпинистов и трое членов экипажа. В оперативном штабе, созданном в связи с ЧС, рассказали, что причиной жесткой посадки могли стать сложные метеоусловия. Сейчас погода осложняет работу спасателей в районе места падения.

    «Вторые сутки там сложнейшие метеоусловия: сильный ветер и практически нулевая видимость. Предварительно, это и стало основными факторами жесткой посадки», — сообщил источник «Интерфаксу».

    Представители Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при Правительстве Республики Таджикистан рассказали, что для выяснения причин происшествия создана специальная группа, в которую вошли руководители КЧС, МВД, ГКНБ, Министерства обороны, Министерства здравоохранения и социальной защиты населения, а также других ведомств страны. Специалисты подчеркнули, что вертолет не упал, а совершил жесткую посадку, поэтому говорить о пострадавших пока рано.

    Комиссия по ЧС сообщила, что операция по оказанию помощи альпинистам взята под контроль президента Таджикистана Эмомали Рахмона.

    «Все мероприятия, которые происходят в рамках спасательно-аварийной операции, находятся под контролем главы государства. Для проведения поисково-спасательных работ задействовано уже три вертолета. Создано три штаба: в Ляхшском районе, в аэропорту Душанбе и Комитете по чрезвычайным ситуациям», — сообщила Умеда Юсуфи.

    Спасательная операция

    Спасательная операция началась в понедельник рано утром. На место вылетели три вертолета, на борту которых находятся спасатели и врачи. В штабе по ликвидации ЧС ожидают их возвращения. По словам представителей Таджикистана, хеликоптер осуществил жесткую посадку на высоте 4500 метров. Связь с экипажем была плохая, у команды село зарядное устройство от спутникового телефона. Пилоты успели сообщить координаты, где было приземление.

    «Первая задача, поставленная перед нами, — оказание всесторонней помощи пострадавшим», — сообщила пресс-секретарь Комитета по ЧС и ГО при правительстве республики Умеда Юсуфи.

    Исполняющий обязанности заведующего консульским отделом России в Таджикистане Олег Жуков рассказал «360» о том, что на борту Ми-8 находились 13 россиян.

    «Консульский отдел держит на контроле ситуацию с разбившимся вертолетом. По нашим данным, на борту находились 13 россиян. Сейчас спасательная операция продолжается. После первого круга вертолеты не смогли обнаружить потерпевшее крушение судно», — сказал специалист.

    Жуков также отметил, что вертолеты отправились на дозаправку. Сразу после этого они пойдут на второй круг, какая-либо информация о результатах облета поступит в штаб не ранее, чем через три часа.

    По данным некоторых СМИ, среди летевших на вертолете были члены Федерации альпинизма РФ. Однако в самой федерации такую информацию не подтвердили. «Пока никакой информации о наших альпинистах нет. Сейчас выясняется все», — сказал «360» президент федерации Андрей Волков.

    Президент федерации рассказал, что вертолет вылетал из-под Пика Коммунизма, это самая высокая вершина бывшего СССР. «Вершина считается очень престижной и популярной для альпинистов со всего мира. Туда заброситься можно только вертолетом, пешком туда не дойти. Жестко приземлиться вертолет мог из-за метеоусловий. Там разряженный воздух, это тяжело для такой техники», — отметил Андрей Волков.

    По сообщению МИД Белоруссии, все альпинисты, находившиеся на борту вертолета Ми-8, живы и находятся во временно обустроенном лагере.

    Сотрудникам КЧС удалось восстановить связь с группой альпинистов, которая была потеряна в том числе и из-за плохих погодных условий.

    «Час назад с альпинистами была восстановлена связь, они сообщили свои точные координаты, и три вертолета, которые находились на аэродроме района Ляхш, вылетели к пострадавшим», — сообщила Юсуфи.

    Аварии и катастрофы российских Ми-8

    Российские вертолеты Ми-8 нередко попадают в сводки происшествий. За последние пять лет произошло более десятка крушений. В декабре 2015 года вертолет Ми-8 российской компании «Витязь-Аэро» совершил жесткую посадку в Камчатском крае. Машина опрокинулась набок при наборе высоты. Тогда погиб один человек и 11 пострадали.

    В августе этого же года Ми-8 компании «Восток» упал в Охотское море. Он совершал коммерческий рейс из Хабаровска на берег бухты Ончаган. На борту находились три члена экипажа и 13 пассажиров. Пять человек погибли.

    В мае 2017 года жесткую посадку совершил вертолет Ми-8 авиакомпании «Дальнереченск Авиа». Он сел в 30 километрах от поселка Восток Приморского края из-за отказа двигателя. Пострадал один человек.

    В октябре 2017 года в Норвегии, в двух-трех километрах от города Баренцбург на архипелаге Шпицберген, в море упал российский вертолет Ми-8 авиакомпании «Конверс Авиа». На борту находились восемь человек.

    Ми-8 — многоцелевой вертолет советского, позднее российского производства. Один из самых массовых вертолетов мира. Машина выпускается в пассажирском, транспортном и других вариантах. С 1965 года выпущено более 12 тысяч экземпляров.