• «Пламенеющая готика»: считать ли кощунством сожжение макета собора в «Никола‐Ленивце»

    Необычные проводы Масленицы устроили в одной из российских деревень в Калужской области. Вместо чучела участники праздника предали огню 30‐метровый готический собор. Представление вызвало негативную реакцию как у представителей РПЦ, так и у обычных граждан, которые посчитали акцию оскорблением чувств верующих. Сам автор проекта утверждает, что просто «сжигал кучу палок" и не хотел задевать чьих‐либо чувств. В тонкостях конфликта веры и искусства разбирался «360».
    «Пламенеющая готика»: считать ли кощунством сожжение макета собора в «Никола‐Ленивце»
    Следующая новость

    Во время народных гуляний на Масленицу в калужском арт-парке«Никола-Ленивец» художники сожгли макет готического собора. Автор проекта Николай Полисский на своем сайте назвал это «Пламенеющей готикой». Представление сопровождала органная музыка. Сооружение возводили 20 мастеров на протяжении трех месяцев. Оно состояло из ольховых веток и напоминало католический собор. Как объяснили создатели экспозиции, по традиции каждый год на Масленицу в деревне строят новый арт-объект, после чего торжественно его сжигают.

    «На Масленицу-2018 мы решили использовать архитектурный стиль „Пламенеющая готика“ для создания огненной скульптуры. Этот стиль был использован не только в создании готических культовых сооружение, но и в архитектуре светских зданий. Это не копия какого-либо существующего культового сооружения и не имитация храма. Это просто костер, который выстроен в стиле готического здания», — отметил один из мастеров необычного чучела Николай Полисский. По его словам, в макете отсутствовали кресты, алтарь и другие религиозные символы, поэтому считать это сооружение собором или его имитацией нельзя.

    Никого отношения к религии сожженное чучело не имеет, а создатель проекта просто использовал уже устоявшееся в искусстве готическое направление. Такое мнение в беседе с «360» высказал член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный архитектор РФ Сергей Ткаченко.

    У архитекторов есть понятие «Пламенеющая готика», которое подразумевает под собой создание работ в готическом стиле. Поскольку творческий коллектив в этом году взял этот стиль в качестве основы, они и сделали макет именно готического сооружения. Много веков вся архитектура была готической, поэтому авторы могли возвести ратушу или замок, а не костел, как многие подумали

    — Сергей Ткаченко.

    Рудимент языческого сознания

    Представителям РПЦ данная инсталляция все же напомнила православный храм, что вызвало их негодование. Как рассказал «360» священнослужитель, председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов, сожжение храма представляется ему чем-то недопустимым и оскорбительным.

    Сжигаемый очевидно христианский храм не может вызвать ничего, кроме непонимания и осуждения у всех людей, которые ассоциируют себя с христианской культурой и идентичностью. Символы христианства, к западной или восточной ветви они относятся, должны пользоваться уважением и неприкосновенностью. Поэтому автор чучела выбрал именно образ храма, а не мечети или синагоги? На мой взгляд, это оскорбляет чувства всех верующих

    — Димитрий Смирнов.

    Со священнослужителем согласны и представители лютеранской церкви. По мнению епископа Евангелическо-Лютеранской церкви Аугсбурского исповедания России Константина Андреева, художник, безусловно, имеет право вкладывать разные смысловые значения в то, что он делает, и экспериментировать, но должен осознавать грань между искусством и оскорблением чувств других людей. «Идея Масленицы, которая, по сути, является рудиментом языческого сознания, заключается в том, чтобы перед великим постом избавиться от накопившегося негатива через сожжение чучела. Однако этот перфоманс — это безобразие, так как, придавая огню собор вместо чучела, создатели фактически смеются над верующими», — заявил собеседник «360».

    Акция вызвала негодование и у российских политиков. Депутат Сергей Милонов увидел экстремизм в действиях художников. По его мнению, акцию не могли организовать православные люди, так как это противоречит всем моральным принципам. В этой связи он отметил, что на гуляниях собрались язычники, а акт сожжения — это хулиганство и экстремизм. «Думаю, что в этом этнопарке заселились язычники, которые думали, что, замаскировав под католический храм, они смогут избежать наказания за то, что они исполнят свою дьявольскую, сатанинскую волю — сжечь, в принципе, христианский храм», — отметил парламентарий. ​

    «Ничего кощунственного»

     

    Скульптура Николая Полисского «Пламенеющая готика».🔥🔥🔥 30-метровый готический «собор» из стволов и веток деревьев в арт-парке «Никола-Ленивец», который вчера вечером превратился в грандиозный костёр, высотой в 15 этажей! Действие дополнял перфоманс Германа Виноградова с обрядом экзорцизма, рёвом и колокольным звоном.. (Смотрите видео в посте и в сторис). . Так в @nikolalenivets уже много лет подряд провожают Масленицу. Я второй день под впечатлением.. Это нужно видеть! . ВАЖНО: никакого отношения к церкви это мероприятие не имело. Это не сожжение храма. Это искусство. В интернете уже скандал на эту тему, как обычно. . #НиколаЛенивец #Масленица #ПламенеющаяГотика 🔥🔥🔥

    Публикация от Boris Bochkarev (@bochkarev_b)

     

     

    Зажгли!

    Публикация от Dmitry Serebryakov (@kvazdopil)

     

    Впрочем, создатель арт-объекта сам уже не рад, что использовал столь провокационный образ для создания экспозиции на Масленицу. Как пишет Николай Полисский на страницах своего сайта, он не ожидал, что представители духовенства расценят его перфоманс как кощунственный и задевающий чувства верующих.

    Я искренне удивлен вниманию с подобной стороны. Вопросы политики, религии, национальностей и всякого рода разжигание конфликтов или оскорбления искренних чувств табуированы для деятельности художников в нашем парке. И я, и наша команда, люди верующие или уважительно относящиеся к вере, не представляли, что будет необходимо всерьез отвечать на обвинения подобного рода

    — Николай Полисский.

    Автор извинился перед всеми, чьи религиозные чувства были задеты. «В нашей Масленице не было заложено ничего кощунственного, если кто-то неправильно меня понял, я прошу прощения, но эта обида нанесена невольно. Я не собирался никого оскорблять», — написал Полисский. Художник надеется на диалог с представителями католической или православной церквей и готов предать этот проект забвению, если они найдут в нем что-либо оскорбительное в адрес веры.

     

     

    Жалею только об одном - не успел снять тот самый кадр. А именно, всё сооружение в огне. В таком виде оно находилось совсем не долго, буквально пять минут, так как слишком рано рухнули башни. В эти пять минут, как водится, я снимал с другого ракурса, думая, что у меня ещё уйма времени. Мы всегда склонны думать, что у нас ещё уйма времени, забывая о том, что костер жизни уже горит, и башни могут рухнуть в любой момент. Не откладывайте важное на потом - делайте сейчас! 🕘🕛🕒 #николаленивец #масленица2018 #пламенеющаяготика #мобилография #огонь #пламя #костер #russia #flame #fire #nikolalenivets #smartphonephotography

    Публикация от Vladimir Chernyshev (@vovchern)

     

    Россияне в соцсетях неоднозначно отнеслись к необычному чучелу. Некоторые пользователи посчитали эту инсталляцию неуместной и задевающей чувства верующих.

    Другие комментаторы не нашли ничего предосудительного в акции.

    Следующая новость