«Пламенеющая готика»: считать ли кощунством сожжение макета собора в «Никола‐Ленивце»
Необычные проводы Масленицы устроили в одной из российских деревень в Калужской области. Вместо чучела участники праздника предали огню 30‐метровый готический собор. Представление вызвало негативную реакцию как у представителей РПЦ, так и у обычных граждан, которые посчитали акцию оскорблением чувств верующих. Сам автор проекта утверждает, что просто «сжигал кучу палок" и не хотел задевать чьих‐либо чувств. В тонкостях конфликта веры и искусства разбирался «360».

Во время народных гуляний на Масленицу в калужском
«На
Никого отношения к религии сожженное чучело не имеет, а создатель проекта просто использовал уже устоявшееся в искусстве готическое направление. Такое мнение в беседе с «360» высказал
У архитекторов есть понятие «Пламенеющая готика», которое подразумевает под собой создание работ в готическом стиле. Поскольку творческий коллектив в этом году взял этот стиль в качестве основы, они и сделали макет именно готического сооружения. Много веков вся архитектура была готической, поэтому авторы могли возвести ратушу или замок, а не костел, как многие подумали
— Сергей Ткаченко.
Рудимент языческого сознания
Представителям РПЦ данная инсталляция все же напомнила православный храм, что вызвало их негодование. Как рассказал «360» священнослужитель, председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов, сожжение храма представляется ему
Сжигаемый очевидно христианский храм не может вызвать ничего, кроме непонимания и осуждения у всех людей, которые ассоциируют себя с христианской культурой и идентичностью. Символы христианства, к западной или восточной ветви они относятся, должны пользоваться уважением и неприкосновенностью. Поэтому автор чучела выбрал именно образ храма, а не мечети или синагоги? На мой взгляд, это оскорбляет чувства всех верующих
— Димитрий Смирнов.
Со священнослужителем согласны и представители лютеранской церкви. По мнению епископа
Акция вызвала негодование и у российских политиков. Депутат Сергей Милонов увидел экстремизм в действиях художников. По его мнению, акцию не могли организовать православные люди, так как это противоречит всем моральным принципам. В этой связи он отметил, что на гуляниях собрались язычники, а акт сожжения — это хулиганство и экстремизм. «Думаю, что в этом этнопарке заселились язычники, которые думали, что, замаскировав под католический храм, они смогут избежать наказания за то, что они исполнят свою дьявольскую, сатанинскую волю — сжечь, в принципе, христианский храм», — отметил парламентарий.
«Ничего кощунственного»
Впрочем, создатель
Я искренне удивлен вниманию с подобной стороны. Вопросы политики, религии, национальностей и всякого рода разжигание конфликтов или оскорбления искренних чувств табуированы для деятельности художников в нашем парке. И я, и наша команда, люди верующие или уважительно относящиеся к вере, не представляли, что будет необходимо всерьез отвечать на обвинения подобного рода
— Николай Полисский.
Автор извинился перед всеми, чьи религиозные чувства были задеты. «В нашей Масленице не было заложено ничего кощунственного, если
Россияне в соцсетях неоднозначно отнеслись к необычному чучелу. Некоторые пользователи посчитали эту инсталляцию неуместной и задевающей чувства верующих.
Другие комментаторы не нашли ничего предосудительного в акции.