facebook_pixel
  • 24 января 2018, 16:30

    «Руководствуются коммерческими интересами». Зачем в России предложили ввести переэкзаменовку при замене прав

    Союз автошкол России предложил ГИБДД ввести обязательную переэкзаменовку при замене водительского удостоверения. Правда, проверка коснется лишь теоретической части — правил дорожного движения. «360» узнал, почему в Госдуме к инициативе отнеслись скептически, а автоэксперты и вовсе ее раскритиковали.

    «Руководствуются коммерческими интересами». Зачем в России предложили ввести переэкзаменовку при замене прав

    Союз автошкол России направил в ГИБДД резолюцию Конгресса автошкол, который в декабре 2017 года провели в Общественной палате, сообщил «360» председатель организации Александр Ачкасов. Одним из предложений, вошедших в документ, стало введение тестирования на знание ПДД при замене водительского удостоверения.

    В 2014 году был принят новый регламент, по которому мы теперь работаем, многие люди его не знают. Поэтому нет ничего страшного в тестах из 15–20 вопросов, которые будут проводить в ГИБДД. У меня больше 30 лет стажа, но когда придет время, я тоже сдам этот тест. Это своеобразная проверка на адекватность: имею ли я право ездить или нет

    — Александр Ачкасов.

    По мнению представителей автошкол, некоторым людям вообще нельзя садиться за руль. В связи с этим авторы хотели бы помочь созданию еще одной препоны, которая помешает таким водителям выезжать на дороги и отнимать чужие жизни.

    «Если наши инициативы недостойны, то ни ГИБДД, ни профессиональное сообщество их не примут. Мы же не бьем в колокола и не кричим, что что-то нужно сделать. Это просто наши предложения и наша гражданская позиция», — добавил он.

    Еще одним предложением стало обязательное предъявление медицинской справки вместе с другими документами по требованию автоинспектора. В настоящее время ее получают и приносят в ГИБДД раз в 10 лет при замене водительского удостоверения. При этом состояние здоровья водителя, в отличие от страховки, напрямую влияет на дорожную безопасность. За десятилетие оно может серьезно ухудшиться, водитель может пристраститься к алкоголю или наркотикам.

    «Мы не предлагаем возить справку с собой. Ее можно перевести в электронный вид, как полис ОСАГО, а автоинспектор сможет проверить ее наличие в онлайн-режиме. Но для того, чтобы документ был действительным, медицинское освидетельствование придется проходить раз в год», — уточнил Ачкасов.

    В свою очередь глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев пояснил «360», что инициатива ничем не обоснована и не подкреплена серьезными аргументами.

    Мне кажется, люди, предлагающие ввести переэкзаменовку, руководствуются только коммерческими интересами. Кому-то выгодно, чтобы люди обучались и сдавали теорию. Это абсолютно лишняя и ничем не обоснованная нагрузка. Поэтому я считаю, что необходимости во введении переэкзаменовки нет

    — Сергей Канаев.

    Эксперт подчеркнул, что говоря о каких-то инициативах, нужно руководствоваться вопросами безопасности. В данном случае нет никаких доказательств, что водители с многолетним опытом попадают в ДТП чаще, чем новички. Статистика говорит об обратном. И если даже найти аргументы с точки зрения безопасности, то рассматривая вопрос введения пересдачи теоретической части, нужно предварительно посмотреть на иностранный опыт.

    «В США, например, есть очень удачный пример того, когда пересдача экзаменов логична и обоснована. Если водитель попался на употреблении алкоголя, его не только лишают прав и заставляют обратиться в „школу анонимных алкоголиков“. Но и направляют на повторное обучение и сдачу экзаменов в автошколе. Вот в этом случае во главу угла действительно ставится безопасность на дороге», — добавил Канаев.

    Мнение главы федерации о коммерческом интересе автошкол поддержал член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов. Хотя он уточнил, что в предложении автошкол имеется некое рациональное зерно.

    Но, наверное, в первую очередь они рассчитывают на увеличение оборота клиентов, которые будут платить деньги. Если же автошколы будут делать это бесплатно и безвозмездно, то я, безусловно, инициативу поддержу. А все попытки, даже под благовидным предлогом, залезть в карман к нашим избирателям — это неправильно

    — Александр Старовойтов.

    Он напомнил, что жители регионов достаточно часто сталкиваются с серьезными финансовыми проблемами, чтобы брать с них какую-то плату за переэкзаменовку. К тому же проблема заключается не в незнании ПДД, а в том, что водители не всегда их соблюдают.

    «И если автошколы думают, что это увеличит безопасность на дорогах, они ошибаются. От того, что мы будем заставлять водителей учить теорию наизусть, нарушения ПДД не прекратятся. Посмотрите сколько превышений скорости и других грубых нарушений на дорогах? Неужели кто-то думает, что это от незнания правил?» — удивился парламентарий.

    Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов выделил еще одну проблему, которая неизбежно возникнет, если инициатива будет принята. В ГИБДД проводятся сокращения, недавно число сотрудников уменьшилось на 10 тысяч, сообщил он «360». Для того чтобы справиться с возросшей нагрузкой, придется не только вернуть людей, но и найти средства на покупку техники, а также найти дополнительные помещения.

    «Сейчас инфраструктура сдачи экзаменов в ГИБДД настроена на поток из автошкол. То есть на 1,5 миллиона человек в год. В России 60 миллионов водителей, некоторые из них не ездят. Но ежегодно за новым удостоверением обращаются от пяти до шести миллионов человек. И эта цифра добавится к тем 1,5 миллионам, что есть сейчас», — сказал Шкуматов.

    Другими словами, ресурсов потребуется чрезвычайно много и моментально подготовить людей и инфраструктуру не получится. Поэтому если принять инициативу без подготовительных мероприятий, автовладельцам придется записываться не тестирование минимум за два месяца.

    Идея в целом имеет право на существование. Но предложенная реализация приведет к большим финансовым затратам и раздуванию штата ГИБДД. А многие водители будут временно лишены прав без совершения административного нарушения. Просто потому, что им почему-то не доверяют в вопросе знания ПДД

    — Петр Шкуматов.

    Эксперт напомнил, что в некоторых странах на переэкзаменовку по ПДД направляют только виновников аварий. Если использовать этот опыт, то нагрузка на ГИБДД вырастет не в пять-шесть раз, а меньше. Кроме того, решение имело бы профилактическую составляющую: если водители будут знать, что за совершение ДТП им придется заново учиться и сдавать экзамены, они будут аккуратнее на дорогах.

    «Вот это бы привело к повышению безопасности на дорогах. А предложение автошкол приведет к коррупции. Потому что водители, которые не захотят ждать два месяца, пока у них примут экзамен, будут стараться решить вопрос в обход. И я думаю, у них это получится. За деньги, конечно», — заключил Шкуматов.