04 апреля 2019, 13:44
Переплата и несуществующие рейсы. На чем пользователи сервисов бронирования теряют нервы и деньги
Поисковые сервисы авиабилетов — отличный способ подобрать оптимальный маршрут по приемлемой цене. Но можно нарваться на недобросовестное билетное агентство-партнера, переплатить или купить билет на несуществующий рейс. Подробности — в материале «360».
Лети туда, не знаю куда
Жительница Калуги Светлана Адамова с февраля 2019 года пыталась найти через Aviasales билеты в Фуншал, Лиссабон или Мадейру. При попытках ее перекидывало на сайты агентств-партнеров, где стоимость услуги отличалась от первоначальной на 3,5-10 тысяч рублей. К тому же у многих сервисов время вылета отличалось от указанного на официальных сайтах авиакомпаний, рассказала девушка «360».
«Это ведь не Aviasales продает билеты. Они перенаправляют на сайты агентств, и как бы не „отвечают за достоверность информации“. Но в личных сообщениях они ответили, что, возможно, билеты по этой цене уже давно закончились. А данные не успели обновиться, хотя я пыталась купить билеты по первоначально предлагаемой цене несколько месяцев. Поэтому вряд ли речь идет о сбое системы и обновлениях», — добавила Светлана.
Так что пришлось оформлять билеты на сайте перевозчика, причем не дороже, через через якобы выгодных посредников. «Не хотелось бы потом получать сюрпризы — типа рейс отменили, перенесли или еще что-то. Деньги они, думаю, вернули бы за билеты. Но сервисный сбор — нет. Разве плохой заработок? В договоре у них прописано, что сервисный сбор ни при каких обстоятельствах не возвращается!» — отметила она.
Кстати, как девушка ни старалась, но узнать размер этого сбора она так и не смогла. Из открытых данных известно, что если пассажир хочет вернуть билет и если это позволяет выбранный тариф, сервисный сбор составляет от семисот рублей до трех тысяч. При этом если авиакомпания внезапно отменит рейс, деньги вернут в полном объеме.
Покупай, но проверяй
Авиаюрист Алексей Елтунов сообщил «360», что если пассажир приобрел через агентство билеты на несуществующий рейс, то ему можно обратиться в суд по месту регистрации сервиса или по месту своей регистрации с соответствующими требованиями, также можно обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и написать жалобу. Но перед покупкой все же лучше проверить, есть ли на сайте перевозчика такой рейс.
«В авиакомпанию нужно обратиться, они должны отслеживать добросовестность агентов, взявших на себя обязательства по продаже билетов третьим лицам», — добавил юрист.
Ответственность перед пассажиром будет нести билетный ретейлер, который обязан выплатить компенсацию за некачественно оказанные услуги. Дополнительно можно требовать возмещения ущерба, если из-за невозможности улететь сорвалась командировка, сделка, переговоры и так далее и покупатель понес убытки.
«Если доказать, что из-за этого сорвалась какая-то сделка, то эти материальные требования также можно предъявлять. Это не говоря о том, что продавец должен полностью вернуть стоимость билетов», — пояснил Елтунов.
В ситуациях, когда на сайте указана одна цена, а при покупке она увеличивается на 30-40%, потребитель все-таки может приобрести билет по первоначальной стоимости. Однако, по словам Елтунова, метод этот весьма трудоемкий. Для начала нужно зафиксировать начальную стоимость у нотариуса или иным способом, достоверно позволяющим определить такую стоимость, а затем обратиться с иском в суд.
Двойное списание
Увы, но Светлана не единственная, кто столкнулся со странностями при покупке билетов. Эта пассажирка тоже чуть было не приобрела билеты на давно отмененный рейс. С Aviasales ее перенаправили на сайт партнера Clickavia. Цена билетов при этом не изменилась, но подозрительно низкая стоимость перелета, в 21 тысячу за троих, насторожила женщину. Она решила проверить данные на сайте перевозчика — авиакомпании «Россия».
«И вуаля — обман вскрылся: оказывается, такого рейса даже нет в помине. По телефону перевозчик также подтвердил, что такого рейса у них на эту дату не запланировано. После звонка я вбила отзывы о Clickavia, и первой же строкой мне выдало жалобу на Clickavia, на сайте Роспотребнадзора», — написала она.
А в этом случае билетов пассажирка так и не увидела, зато их стоимость с нее списали целых два раза.
«Мы не продаем, а ищем билеты, но всегда помогаем, если возникли сложности. Отменить задвоенную транзакцию, пожалуй, самое простое, что можно сделать. Тем более, что чаще всего задержка с возвратом происходит на стороне банка», – ответили в Aviasales на запрос «360»
Комментируя ситуацию с чартерными билетами, представитель интернет-поисковика пояснил, что такие рейсы отличаются от регулярных перелетов и не всегда корректно отражаются в расписании. При этом указанный в отзыве рейс FV5875 благополучно долетел до Пхукета. «Волнения путешественников совершенно понятны, речь идет о серьезных деньгах, поэтому мы терпеливо отвечаем на все вопросы», - добавили в Aviasales.
На свой страх и риск
Авиаюрист Андрей Лухин рассказал «360», что в своей практике сталкивался с такими случаями. Все это, отметил он, не что иное, как явное нарушение прав потребителей. Далеко не всегда авиакомпании могут помочь. Претензии необходимо предъявлять билетному продавцу, поскольку покупка билетов осуществляется с его помощью. Поэтому первое, что нужно сделать, — обратиться в службу техподдержки сервиса.
«Скорее всего, проблему удастся решить на данном этапе. Если не получится, то необходимо написать претензию и отправить заказным письмом. Если же и претензия не поможет, то для защиты своих прав надо обращаться в суд. Если будет доказано, что в возникших проблемах присутствует вина продавца, то суд вы выиграете», — пояснил он.
Сторонние онлайн-сервисы часто бывают полезны, так как иногда показывают чартеры, у которых стоимость перелета может быть в разы ниже, чем на регулярных рейсах. Помимо этого, там можно приобрести билеты дешевле, чем у самого перевозчика, правда, уже на страх и риск покупателя.
«Лично я пользуюсь поисковиками, чтобы сравнить цены среди авиакомпаний и подобрать удобное время для вылета. После этого я захожу на сайт выбранной авиакомпании и покупаю там напрямую», — подытожил Лухин.
Реклама
Реклама