16 апреля 2019, 16:27

Перекрестки в России могут сделать платными. Эксперты назвали предложение абсурдным

Читать 360tv в

В России нашли способ решить проблему пробок в мегаполисах. Власти предлагают сделать проезд по наиболее загруженным перекресткам платным. Нововведение протестируют в одном из российских городов уже в 2020 году. Такие меры позволят сократить число заторов и разгрузить центральные улицы, уверены авторы инициативы. Желая сэкономить, водители начнут объезжать платные участки, что только усугубит дорожную обстановку, парируют опрошенные «360» эксперты.

С предложением начать брать деньги за проезд по загруженным перекресткам выступили сотрудники Национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет». Благодаря этому нововведению автомобилисты будут тщательнее планировать свои маршруты и время поездок, сообщил РИА «Новости» представитель организации. «Люди начнут планировать свои поездки, и часть водителей, порядка 10%, выберет альтернативный путь, который будет, скорее всего, более длительным, чем если проехать по платному маршруту, если там нет пробки», – добавил сотрудник НТИ.

Платным перекресток будет только в самые загруженные часы, а в остальное время проехать по нему можно будет свободно, поясняют в организации. Подобный режим будет действовать только на некоторых узких участках дороги, где проехать в пиковые часы фактически невозможно. Инициативу протестируют в рамках проекта «Умный город». Уже в 2020 году участие в эксперименте примет один из российских городов. В качестве первопроходца рассматриваются Ульяновск, Нижний Новгород и Липецк.

Однако пока программа стартует только в рамках эксперимента и сделать перекрестки в городах платными в ближайшие годы невозможно, рассказали «360» в Госдуме. По словам члена думского комитета по транспорту и строительству Дмитрия Ионина, никто не будет вводить платный проезд без согласования с общественностью. «Дороги, улицы и перекрестки — это общая городская инфраструктура, которая была построена за счет бюджета и на деньги налогоплательщиков. Перекресток не может быть платным, это то место, где как раз не должно быть пробок. Поэтому инициатива требует детального анализа», — подчеркнул собеседник «360».

От трасс к перекресткам

Между тем «Автонет» уже не первый год продвигает подобное решение по устранению пробок в мегаполисах. В прошлом году несколько перекрестков в Москве и Санкт-Петербурге также стали платными. Кроме того, деньги за проезд по дороге сейчас взимаются в 13 субъектах РФ. Стоимость зависит от категории транспорта, пройденного расстояния и времени суток. На некоторых участках эти меры действительно позволили снизить трафик. К примеру, платный участок дороги на трассе М11 Москва — Санкт-Петербург до аэропорта Шереметьево позволил сократить заторы на примерно 10%, отмечают опрошенные «360» эксперты.

Впрочем, плюсов от введения платы на перекрестках будет заметно меньше. По словам автоэксперта Юрия Антипова, новые правила в первую очередь ударят по россиянам с малым достатком, но от пробок не спасут. «Дело в том, что когда платный проезд введут на перекрестках, водители начнут объезжать этот участок через соседние улицы и логично, что власти начнут расширять пул платных дорог. В результате все перекрестки и улицы в центре городов станут платными, а незащищенный класс населения просто потеряет возможность для передвижения», — прогнозирует собеседник «360».

Причем косвенно начнут платить за проезд не только водители, но и обычные потребители, которые даже не имеют автомобиля, уверен координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. «Речь идет о введении тотального платного тарифа за въезд в центр. В итоге автомобильные перевозки вырастут в цене, что неминуемо приведет к росту цен на все транспортируемые товары», — отметил эксперт в разговоре с «360».

Западный пример

Примечательно, что идея «Автонета» почти полностью повторяет систему организации дорожного движения в Норвегии. На территории страны действует 45 платных дорог, а за въезд в центр городов также взимаются деньги. Так, заехать в старый Осло стоит от 4,6 до 10,6 евро, в зависимости от класса транспорта. Причем в некоторых поселениях Норвегии цена въезда меняется вместе с трафиком. К примеру, проехать в Берген, где находится самый длинный и глубокий в регионе фьорд Согне-фьорд, стоит около двух евро в обед или ночью и уже почти пять евро утром и в вечерний час пик.

Подобный опыт на практике привел только к увеличению затрат водителей, отмечает Петр Шкуматов. «Местные остаются недовольны текущим экспериментом. В Норвегии даже сформировалась новая партия, которая защищает права граждан на автомобильное движение без ограничений. По сути, пробки никак не уменьшились, в отличие от лояльности норвежцев к властям», — заметил автоэксперт.

Между тем пробки остаются одной из самых труднорешаемых проблем для российских властей. Согласно последнему рейтингу от аналитической компании INRIX, Москва по итогам 2017 года стала вторым городом в мире, чье население серьезно страдает от дорожного трафика. По подсчетам исследователей, водитель в столице теряет в пробках в среднем 91 час в год, что составляет примерно 26% всего проведенного за рулем времени. Хуже ситуация была только в Лос-Анджелесе. Из крупных российских городов также страдают от пробок жители Магнитогорска, Краснодара, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга. Самая позитивная ситуация наблюдалась в Ростове-на-Дону.

Реклама

Реклама