Нарушителей самоизоляции вычислят по лицам: это законно? | 360°

15 октября 2020, 14:44

Зеленые фургоны хотят отправить на охоту за нарушителями самоизоляции. Но для этого придется открыть им наши лица

Читать 360 в

Центр организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) собирается переделать передвижные камеры, чтобы они распознавали 50 новых нарушений. В том числе несоблюдение самоизоляции в случае введения карантина. Дептранс заявил, что все это делается во благо населения, но IT-эксперты предупреждают: в теории система может нарушить наши права.

Столичный ЦОДД опубликовал тендер на 98 миллионов рублей — на эти деньги компания-победитель должна будет модернизировать передвижные камеры на зеленых фургонах, чтобы они научились определять полсотни новых нарушений.

Реклама

Смазанная личность

В списке есть логичные и понятные пункты, например, фиксация наезда на сплошную и проезда на красный цвет. Наряду с ними передвижные камеры должны будут распознавать нарушителей режима самоизоляции — тех, кто заразился коронавирусом, имел контакт с заболевшими и кого обязали сидеть дома до того, как у них подтвердят отсутствие заболевания.

В департаменте транспорта Москвы решение ЦОДД объяснили — камеры зеленых фургонов могли фиксировать нарушителей и раньше, но рейды проводили люди, а теперь штрафы можно будет выписывать автоматически «тем, кто представляет угрозу инфицирования для других». Штрафы за нарушение самоизоляции по статье, которую ввели в КоАП в апреле 2020 года, достигают 300 тысяч для физических лиц.

«Мы понимаем, что любая система может быть несовершенной, поэтому после запуска нового функционала в каждом ошибочном случае будем всегда отдельно рассматривать штраф и отменять его», — добавили в дептрансе.

При этом IT-эксперт Игорь Ашманов настроен не так оптимистично. Он подтвердил, что сегодня система распознавания лиц работает устойчиво, но в том, что камера будет адекватно считывать лицо водителя, находящегося за стеклом автомобиля, есть серьезные сомнения. Согласен с этим и генеральный директор студии lab.AG Артем Геллер.

На сегодняшний день скорость передачи данных не позволяет сделать такую фотографию, чтобы можно было распознавать лица водителей. Ошибочных штрафов намного больше, . Потому что это не в домашних условиях нужно поместить себя в рамку и сфотографировать, а это люди в движении

Артем Геллер

Эксперт добавил, что, скорее всего, пока такая система работать не будет, потому что пока у нас нет технологий, чтобы нивелировать подобные дефекты. В департаменте транспорта столицы добавили, что пока тоже не знают, будут ли использовать систему. Однако, по мнению чиновников, «нужно быть готовыми к любому сценарию».

Не обезличенные данные

При этом главная проблема, по мнению IT-эксперта Игоря Ашманова, заключается далеко не в ошибочных штрафах, которые наверняка посыплются на автовладельцев, если система заработает.

Вопрос в другом — эти люди как-то обходят вопрос того, откуда они знают, кому какое лицо принадлежит. <…> Судя по всему, ЦОДД собирается атрибутировать лица, то есть присваивать им полный набор персональных данных. А откуда у них такая возможность?

Игорь Ашманов

По словам технических экспертов, сегодня биометрические данные, которые собирают не правоохранительные органы, должны быть анонимными — их идентифицируют номерами или наборами символов без привязки к личности.

«Если они говорят, что это обезличенные данные, то это вранье — таких данных больше не бывает. Даже если их формально где-то обезличивают, например, отделяют фамилию, имя и отчество от лица, то всегда есть возможность свести их обратно и восстановить», — уверен Ашманов.

По словам эксперта, сам факт того, что существует база, в которой есть полные профили людей — их фамилии, имена, отчества, адреса, фотографии и прочее, — является грубейшим нарушением закона о персональных данных.

«Чтобы распознать нарушение заезда на сплошную или проезда на красный свет, нужно обучать искусственный интеллект другим технологиям распознавания. Но важно, что они умеют привязывать это нарушение к номеру машины и лицу человека. А это уже грубое нарушение прав и существующих законов», — заявил Ашманов.

Геллер добавил, что подобная система имеет право на существование в базах силовых структур, например, когда человека объявляют в розыск. И такие камеры с распознаванием лиц действуют в метро — как раз чтобы отслеживать преступников. Но к пандемии коронавируса, уверен Геллер, такие технологии отношения не имеют.

Реклама

Реклама