«Дети и так перегружены». Идею патриотических фильмов в школах встретили настороженно | 360°

26 марта 2019, 14:36

«Дети и так перегружены». Идею патриотических фильмов в школах встретили настороженно

Читать 360 в

Школьники России вот-вот начнут смотреть современные сериалы и фильмы прямо на уроках. Правда, российского производства и сугубо исторические. Депутат Госдумы предложил таким образом воспитывать в детях патриотизм. Эксперты «360» идею парламентария раскритиковали, но предложили свои варианты.

Председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту и молодежной политике Дмитрий Свищев предложил изучать в школах современные российские исторические книги, сериалы и фильмы. По его мнению, это поможет развитию патриотизма у молодежи, а также поспособствует продвижению и популяризации литературных и кинематографических произведений.

Реклама

Не американское, а российское

В беседе с «360» Свищев рассказал, что ранее до него доходили предложения начать изучать в школах «хайповые» американские сериалы исторической направленности. Сама идея ему понравилась: в большинстве своем современная молодежь предпочитает смотреть сериалы, а не серьезную классику.

«Проблема в том, что нам предлагают ориентироваться на западные фильмы, бестселлеры и даже мыльные оперы. Поэтому к этому вопросу нужно отнестись внимательно. С одной стороны, это доступно и можно, с другой — любая страна пишет историю по-своему», — сказал он.

Поэтому парламентарий выступил против засилья в России иностранного взгляда на историю и тех ее фактов, которые российские исследователи не подтвердили. Особенно сейчас, когда многие страны переделывают исторические события. В то же время в нашей стране работает много интересных и модных авторов, драматургов и режиссеров, создающих основанные на реальных исторических событиях произведения.

«Источники подачи информации для молодежи меняются. Государство должно это вовремя понять, прореагировать и переформатировать систему обучения», — подчеркнул он.

Начинать знакомиться с патриотическими произведениями российских авторов и режиссеров, по мнению парламентария, необходимо одновременно с началом у школьников курса истории или связанных с культурой нашей страны предметов. Ну а подбор книг, сериалов и фильмов он предложил доверить экспертному сообществу, в том числе блогерам, современным историкам и модным авторам.

Пока, сказал парламентарий, он не предлагал обсудить свое предложение на заседании комитета, хотя многие коллеги его уже поддержали. Свищев пояснил, что в данный момент он «поднимает волну» для обсуждения своей идеи, а также оформляет инициативу для ее дальнейшего рассмотрения.

Опрошенные «360» депутаты и эксперты отнеслись к идее Свищева настороженно, отметив, что до ее внедрения нужно решить много вопросов, а учебная нагрузка у молодежи и так серьезная.

Дополнительно, но не обязательно

Заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» Игорь Карачевцев пояснил, что идея Свищева не новая. Ранее президент России Владимир Путин предлагал создать список из 100 лучших образцов отечественной патриотической литературы и фильмов, рекомендованных для школ. Единственное отличие, по его словам, заключается в том, что сейчас речь зашла о произведениях современных авторов.

«В образовательную программу можно включить патриотические произведения современных авторов и режиссеров. Но только не в основной курс — сейчас на уроках литературы и истории дети и так перегружены. А добавить в программу внеурочной деятельности или элективные курсы для старшеклассников, то есть в уроки по выбору учащихся и их родителей», — сказал он. Карачевцев также подчеркнул важность определения критериев отбора как самих произведений, так и экспертов, которых привлекут к их выбору.

Зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов считает, что многие подростки и молодые люди и так читают произведения современных авторов. Но некоторые книги, отметил парламентарий, могут дать и «обратный эффект». И, конечно, смотреть и читать патриотическую литературу нужно в добровольном, а не обязательном порядке.

«Я переживаю, что если все будут читать и смотреть „что нужно“, то на уроках и парах будут заниматься не тем. А так, пусть люди читают и смотрят то, что им интересно. Насильно сегодня никого не заставишь получать то или иное образование. Но если идея поможет заинтересовать молодежь изучать тот или иной курс, то я только за», — сказал Чернышов.

Парламентарий отметил, что не является сторонником усложнения учебных программ и повышения нагрузки на школьников и студентов. Однако можно рационализировать уже существующие образовательные курсы. Например, и в самом деле заменить какие-то скучные лекции просмотром интересных тематических фильмов, которые дадут молодежи те же знания. А что касается патриотизма, уверен депутат, то насадить или излишне преподать его невозможно.

«Поэтому если появляются какие-то новые форматы — интересные экскурсии или что-то еще, что позволит увлечь ребенка изучением дополнительного материала, тогда это хорошо. Но дополнительно навязывать ничего делать не нужно. Дети и так все время сидят за уроками, что-то делают, не успевают даже выйти и подышать свежим воздухом», — подытожил он.

Патриотизм начинается с семьи

Кинорежиссер Тигран Кеосаян также уверен, что самым сложным будет вопрос определения компетентности экспертов для подбора произведений детям. Но в целом, отметил он, прививать патриотические мысли должны в семье, в школах «пусть они Пушкина читают, Лермонтова», а не сериалы и фильмы смотрят.

«Как определить, какие книги читать? Кому-то, например, Прилепин нравится, кому-то — нет. Обязывать читать нужно то, что называется классикой. Мы пока не успели породить классику новой России», — заключил он. 

Мнение о том, что развитие патриотизма должно начинаться в семье, разделяет и председатель комитета по образованию Ярославской областной думы Ольга Хитрова. По ее мнению, это сплотит семью, станет дополнительным поводом для общения, особенно если родители будут сопровождать произведения рассказами из жизни предков ребенка.

Ведь в школах у детей уже достаточная нагрузка по обязательным учебным программам и большой объем изучаемой информации.

«Сегодня достаточная нагрузка в школьных программах, большой объем изучаемой информации. Я бы предложила изучение исторических книг как элемент формирования патриотических настроений делать в рамках внеклассного чтения. И начать изучение книг и просмотр фильмов в семье», — отметила Хитрова.

Реклама

Реклама