• Карт‐бланш от Минкульта или свобода конкуренции? Мнение 5 режиссеров о приключениях «Паддингтона» в российском прокате

    18 января ожидался выход в прокат второй части популярного у зрителей фильма о приключениях медвежонка Паддингтона. Однако накануне премьеры Минкультуры уведомил прокатчика, компанию «Вольга», о переносе даты на две недели. При этом кинотеатры, где ожидалась премьера картины, продали билеты на 750 тысяч рублей. Позднее фильм решили выпустить 20 января. «360» узнал мнения российских кинорежиссеров об этом событии.
    Карт‐бланш от Минкульта или свобода конкуренции? Мнение 5 режиссеров о приключениях «Паддингтона» в российском прокате
    Следующая новость

    В среду, 17 января, министерство культуры уведомило прокатчиков о переносе даты начала проката «Приключений Паддингтона 2» с 18 на 1 февраля. Причиной стало совпадение с датой выхода других фильмов. Ассоциация владельцев кинотеатров заявила, что такие действия вредят киноиндустрии.

    «По данным ЕАИС, на фильм „Приключения Паддингтона 2“ предварительно было продано кинобилетов на сумму более 750 тысяч рублей, которые теперь должны быть возвращены зрителям, многие из которых — дети, юные зрители, которым не понять, почему кто-то из чиновников решил их наказать, отменив показ ожидаемого ими фильма», — пояснили в пресс-службеассоциации.

    Позднее власти передумали и решили выпустить «Паддингтона» 20 января. «360» узнал у российских режиссеров, действительно ли перенос зарубежных фильмов поможет отечественному кино. Режиссер фильмов «Елки» и сериала «Троцкий» Александр Котт считает, что поддерживать российские фильмы нужно, но делать это стоит более организованно.

    Я за то, чтобы показывали российские кино, но так, чтобы кинотеатры не были пустыми, когда во всех залах идет российское кино. Менять все в последний момент — это не в поддержку нашего кино, а против российского зрителя

    — Александр Котт.

    Он пояснил, что обо всех действиях, связанных с киноиндустрией, необходимо договариваться заранее. В процесс вовлечены не только российские режиссеры или прокатчики, но и зарубежные партнеры. Подобные действия Минкультуры могут привести к недоверию со стороны иностранных компаний.

    «Но дело даже не в этом. Нужно думать о зрителях, которые уже купили билеты, пообещали детям, что пойдут в кинотеатр, а для многих это не просто поход, а праздник. И что им сейчас объяснять ребенку?» — добавил Котт.

    С его позицией согласился режиссер «Времени первых» Дмитрий Киселев. Он подчеркнул, что помощь властей очень важна для киноиндустрии. Однако поддерживая отечественные картины, необходимо соблюдать имеющиеся бизнес-договоренности и принятые правила.

    «Любая администрация и правительство должны работать в интересах своего государства, народа и бизнеса. Но если они работают на международном пространстве, то нужно учитывать деловую этику, принятую в этом пространстве», — сказал Киселев.

    Режиссер фильмов «Дурак» и «Майор» Юрий Быков считает, что на рынке кинопроката должна быть свободная конкуренция. «Я понимаю российских кинематографистов, которые с помощью мер Минкульта получили карт-бланш. Многие кинематографисты очень талантливо делают свою работу, и абсолютно понятно, почему они защищают эту позицию. Но существует объективный рынок и на нем, если будет предоставлена полная свобода конкуренции, мы пока будем проигрывать», — сказал он «360».

    Режиссер сериала «Школа» Валерия Гай Германика подтвердила его точку зрения.

    Я сама сейчас сняла фильм на деньги Минкульта. И буду очень рада, если все фильмы запретят в эти две недели, когда будет мой фильм. Я буду счастлива, если мой также будут продвигать, то все будет хорошо. А если нет, то я загрущу

    — Валерия Гай Германика.

    По мнению режиссера и кинокритика Алексея Гусева, существуют ситуации, когда власти должны вмешиваться, но история с «Паддингтоном» к ним не относится.

    «Устраивается форс-мажор из ничего. Они внезапно узнали, что у них есть „Скифы“? Они его сняли за две ночи и необходимо срочно пустить в прокат? Нет. Это означает, что люди, принимающие решения и имеющие ресурсы воздействия, не умеют считать. Это печально и должно вызывать протест вне зависимости от того, идет ли речь о протекциях отечественных или зарубежных фильмов», — сказал он.

    Гусев подчеркнул необходимость поддержки отечественного кинематографа. При этом помогать нужно наиболее уязвимым жанрам: дебютным или артхаусным картинам, снятым с расчетом на сугубо художественный эффект.

    Если говорить о письме Медведеву, то если бы «Паддингтона сдвинула ради картин «Аритмия» или «Нелюбовь» — это было бы понятно. Фильмы не рассчитаны на коммерческий успех, но являются художественным жестом. Тогда бы государство, пекущееся о культуре россиян, поддержало художественный жест отечественных режиссеров

    — Алексей Гусев.

    Накануне ряд деятелей киноиндустрии написали премьер-министру России Дмитрию Медведеву письмо в поддержку действий Министерства культуры и лично министра Владимира Мединского. По их мнению, эти усилия направлены на защиту интересов страны. В то время как заявления коммерческих структур не более чем стремление сохранить свои интересы.

    «Заявления, которые мы слышим сегодня от коммерческих структур — о „грубом вмешательстве в деятельность“ — означают только то, что эти структуры просто защищают свои интересы, пытаясь прикрыться интересами зрителей. Конечно, сетям кинотеатров выгоднее брать в прокат иностранное кино, потому что пока оно собирает больше денег», — сказано в письме.

    Документ подписали председатель Общественного совета при Министерстве культуры РФ Юрий Поляков, Федор Бондарчук, Дмитрий Рудковский, Вадим Смирнов, Андрей Кончаловский, Карен Шахназаров, Евгений Миронов, Игорь Угольников, Мария Кожевникова и Александр Домогаров.

    Сам Мединский пообещал кинопрокатчикам, что впредь даты релизов будут подтверждаться заранее. Пока компании получают подтверждение устно и лишь затем получают прокатное удостоверение с точной датой.

    Следующая новость