23 августа 2017, 14:46

Летчики останутся в строю: в училище опровергли сообщение об отзыве свидетельств у 5 тыс. пилотов

Читать 360tv в

-

Росавиация решила признать недействительными программы подготовки коммерческих пилотов в период с 2006—2016 годы. Из-за инициативы ведомства лицензии могут лишиться пять тысяч коммерческих пилотов, подсчитали в «Коммерсанте». Впрочем, в Челябинском летном училище гражданской авиации заявили, что у летчиков никто отзывать лицензии не будет. Стоит ли ждать в России дефицита пилотов гражданской авиации — в материале «360».

Росавиация отменила свое распоряжение от 2006 года, утверждавшее программы подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях РФ, следует из телеграммы ведомства в адрес Челябинского летного училища гражданской авиации (ЧЛУГА). Таким образом, программы подготовки коммерческих пилотов в рамках среднего и дополнительного профессионального образования, одобренные до 1 января 2016 года, аннулируются. Об этом сообщается в газете «Коммерсант».

Новая реформа в сфере образования может лишить свидетельств около пяти тысяч действующих пилотов — выпускников частных и государственных училищ, подчитали источники газеты.

Впрочем, в самом Челябинском летном училище (ЧЛУГА) опровергли возможность отзыва свидетельств у пилотов, завершивших обучение до 2016 года. Как рассказал редакции «360» ректор училища, заслуженный работник транспорта РФ Сергей Краснов, в Росавиации не планируют лишать лицензии действующих пилотов, а проводят техническую процедуру по замене одной образовательной программы на другую.

Речь идет только о введении новой программы, которая улучшит качество подготовки коммерческих пилотов в вузах и поднимет уровень безопасности полетов. Закон обратной силы не имеет — никто не будет лишать лицензии пилотов, получивших образование по старой программе — Сергей Краснов.

Мнение ректора ЧЛУГА разделяет и ведущий эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. По мнению аналитика, Росавиация может лишить лицензии не более 200−400 пилотов и по другим причинам.

Росавиации невыгодно ликвидировать систему негосударственного образования пилотов, поскольку стоимость обучения специалиста обходится госбюджету дорого, а шанс того, что он не будет работать в России велик, так как за рубежом платят в разы больше. Создавая искусственный дефицит пилотов, Росавиация рискует создать повышенный спрос на коммерческих летчиков, что отрицательно скажется на цене авиабилетов для пассажиров — Андрей Крамаренко.

Сейчас в РФ работают две схемы подготовки пилотов: начальная в рамках среднего или высшего образования и дополнительная профессиональная переподготовка специалистов с техническим средним или высшим образованием. Начальную подготовку в основном осуществляют шесть государственных заведений: вузы в Петербурге и Ульяновске, программа которых рассчитана на пять лет, и четыре училища. Обучение одного летчика обходится в среднем в два-три миллиона рублей за весь период. По окончании выдается свидетельство коммерческого пилота.

В 2016 году в летные образовательные заведения Росавиации поступили 805 человек, а выпуск составил 735 человек, из которых 314 — окончили вузы, а 421 — училища. В 2005-м число поступивших составляло 215 человек, пик пришелся на 2013 год, когда в вузы было принято 940 студентов.

Улетели на юг

В поисках высоких зарплат российские пилоты все чаще уезжают работать за границу, преимущественно в азиатские страны. По данным Росстата, в период с 2015 года по первое полугодие 2017 года на заработки за рубеж уехало около 200-х пилотов российских авиакомпании, а еще 400 высококвалифицированных специалистов находятся в процессе трудоустройства. При этом в России насчитывается всего 12 тысяч специалистов гражданской авиации Больше всего пилотов едут Китай — в этом году в китайские авиакомпании перешел 81 человек. Кроме КНР российские летчики уезжают работать в Корею, Индию и Вьетнам.

В первую очередь, опытных пилотов привлекают высокие заплаты, которые в пересчете на рубли в три-пять раз выше платы за аналогичные часы работы в России. К примеру, зарплата пилота в Китае в среднем в четыре раза выше, чем в РФ и колеблется от 17−25 тысяч долларов в месяц. В Европе российский летчик гражданской авиации может рассчитывать на 14−15 тысяч долларов в месяц. Помимо высоких зарплат специалистов подкупают и лучшие в сравнении с российскими условии труда. Так, график работы в большинстве иностранных авиакомпаний более щадящий — 80 часов налета в месяц против 90 в РФ — и не менее 96 дней отпуска, в то время как в нашей стране — 70 дней.

Рынок труда пилотов, в отличии большинства других профессий — глобален, а российские дипломы высоко котируются за границей, поэтому наши пилоты уезжают за высокими зарплатами в Китай и Европу. За рубежом давно существует практика, когда пилот получает лицензию в коммерческом вузе в одной стране, а работает на территории других государств. -Андрей Крамаренко

 

Реклама

Реклама