03 декабря 2018, 21:39

«Победа» хочет отменить бесплатную регистрацию. Так можно?

Читать 360tv в

Российская бюджетная авиакомпания «Победа» предложила Минтрансу изменить федеральные авиационные правила и отменить обязанность перевозчика или обслуживающей организации бесплатно обеспечивать регистрацию пассажиров в аэропорту.

По словам генерального директора «Победы» Андрея Калмыкова, сейчас аэропорт берет деньги за эту услугу даже при самостоятельной регистрации через интернет, что влияет на стоимость авиабилета. Он считает, что пора переосмыслить подход к технологии регистрации и дать возможность пассажирам самим решать, за что платить и на чем экономить.

Реклама

Калмыков подчеркнул, что авиакомпания готова «отдать эти деньги пассажирам». Экономия, как он считает, составит около 200 рублей на человека.

«Мы уверены, что 90% людей будут регистрироваться онлайн и смогут сэкономить. Мы сразу же вычтем этот сбор из цены билета, как только получим разрешение», — заверил Калмыков в интервью РБК. Он добавил, что как только аэропорт начнет экономить на зарплате сотрудников на стойках регистрации, билеты станут дешевле и вырастет пассажиропоток. Глава «Победы» удивлен отсутствию поддержки в Минтрансе.

«Победа» с 28 октября уже ввела платную регистрацию в зарубежных аэропортах, назвав этот шаг вынужденным. Компания пояснила, что таким образом удается не повышать цены на билеты. Бесплатно можно самостоятельно зарегистрироваться на сайте перевозчика, не имея при этом возможности выбора места. Регистрация на стойке в аэропорту стоит 25 евро.

Калмыков отметил, что в настоящее время на сайте регистрируются 83% пассажиров зарубежных рейсов. Он также выразил уверенность в том, что в ближайшие месяцы этот показатель дойдет до 95%.

«Мы видим, что это не доставляет неудобства людям и позволяет нам дополнительно экономить, чтобы сохранить тарифы на текущем уровне», — подчеркнул генеральный директор «Победы».

Российский лоукостер не единственная компания, которая не включает регистрацию в аэропорту в стоимость билета. В латвийской Airbaltic и венгерской WizzAir это стоит 30 евро для каждого пассажира. Онлайн-регистрация обязательна также для всех рейсов ирландской Ryanair.

По мнению экспертов, с которыми побеседовал «360», действия авиакомпании «Победа» не нарушают закон о защите прав потребителей. Спорить с перевозчиком стоит в другой плоскости: либо в антимонопольном комитете, либо в суде.

Последнее слово за Роспотребнадзором

Адвокат и кандидат юридических наук Андрей Некрасов считает данный вопрос достаточно спорным. Если рассматривать его в узком смысле, то отмена обязанности перевозчика бесплатно регистрировать пассажира в аэропорту не нарушает прав потребителя.

«Если в очень широком — да, нарушает. Действительно, не принято в обязательном порядке брать плату за такую услугу. Она самостоятельно не предоставляется, в отрыве от другой услуги никак не выделяется», — считает эксперт.

По его словам, потребители, во всяком случае в России, привыкли к тому, что услуга регистрации уже включена в стоимость билета. Однако запрета на такие действия нет, законом это детально не регламентировано, поэтому последнее слово будет за Роспотребнадзором. «Если он включится в этот процесс», — уточнил Некрасов.

Если же Роспотребнадзор не обратит внимания на этот вопрос, то у пассажиров есть право обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов определенного круга потребителей, считает юрист.

Скорее всего, «Победа» надеется сэкономить на отмене обязательной регистрации и повысить собственную прибыль, заключил Некрасов.

Навязать условия

Председатель комиссии по законодательству Союза юристов Москвы, доктор юридических наук Александр Толмачев напомнил, что отказ пассажира от части предлагаемых авиакомпанией услуг, которые не нужны для перевозки, — законное право. «Защититься от этого с помощью закона о защите прав потребителей не получится, поскольку мы не можем доказать, что эта услуга навязана», — пояснил эксперт.

Толмачев уверен, что перевозчик сумеет обосновать взимание дополнительной платы. Поднимая данный вопрос, надо говорить не о защите прав потребителей, а об использовании монопольного положения, которое возникло у «Победы» на определенных направлениях. В качестве примера можно привести перелеты в Крым, куда не отправляют свои самолеты другие компании из-за боязни попасть под американские санкции.

Летом 2018 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что лоукостер «Победа» навязывает пассажирам слишком невыгодные условия провоза багажа. Ведомство вынесло перевозчику предупреждение.

Реклама

Реклама