От «газика» до «Патриота». Кто сменит УАЗ‐469 на военной службе | 360°

26 апреля 2018, 02:50

От «газика» до «Патриота». Кто сменит УАЗ‐469 на военной службе

Читать 360 в

-

В Советском Союзе легендарный военный труженик был известен поначалу как УАЗ-469. Под этим индексом он сходил с конвейера с 1972 по 1985 год. Разработка машины на Ульяновском заводе началась в 1950-х. Первый опытный образец был собран в 1958 году. Изображения нового внедорожника в советской прессе появились спустя семь лет, а первые серийные экземпляры покинули сборочные цеха 15 декабря 1972 года.

На военной службе УАЗ-469 сменил не менее легендарный ГАЗ-69, знакомый всем советским гражданам без исключения. Предшественник прослужил довольно долго — четверть века. Его начали разрабатывать сразу после войны. Поначалу автомобиль получил название «Труженик», которое вполне оправдал, но в народе его ласково называли «газиком» или «козликом».

Производство в 1956 году было полностью передано с Горьковского завода на Ульяновский. В общей сложности было выпущено 600 тысяч автомобилей. Часть из них экспортировалась — советские машины покупали 56 стран мира. Румыния и Северная Корея получили техническую документацию на собственное массовое производство.

Несмотря на это ГАЗ-69 имел довольно много недостатков. Он был хорошим внедорожником, но мало подходил для движения по автотрассам из-за короткой базы и устаревшей конструкции. Машина кренилась, уходила в заносы и не обеспечивала должный комфорт пассажирам. Было принято решение о разработке нового автомобиля для Советской армии и народного хозяйства.

УАЗ-469, базой для которого по ряду агрегатов была использована «Волга» ГАЗ-21, был рассчитан на семь пассажиров и 100 килограммов багажа. Если седоков было только двое, «уазик» мог принять на борт в шесть раз больше груза.

Кроме того автомобиль был подготовлен к транспортировке прицепа массой 850 килограммов. Машина сразу хорошо себя показала. Летом 1974 года три обычных экземпляра, не используя дополнительное оборудование, добрались до ледника на Эльбрусе на высоте 4200 метров в ходе испытательного пробега.

Сухопутные войска РФ получили более 10 тысяч образцов новейшего вооружения

Однако военные потребовали модернизировать автомобиль под свои специфические требования. Необходимо было увеличить дорожный просвет, чтобы машины могла сопровождать на марше тяжелую технику, оставляющую глубокую колею.

Нуждалась в доработке и подвеска, обеспечивающая хорошую устойчивость при короткой базе. В результате армия получила свою версию УАЗ-469 — более мощную и надежную. Гражданским машинам был присвоен индекс 469-Б. «Мирная» версия, при этом, по количеству собранных экземпляров вчетверо превышала военную.

«Уазик» с удовольствием покупали в 80 странах Азии, Африки и Латинской Америки. В Европе им оснастили все армии государств Варшавского договора. Были налажены поставки в Италию. В «линейке» появились специальные версии для нужд медицинской службы, передвижных радиостанций, радиационно-химической разведки и милиции.

В 1985 году машина была доработана и сменила индекс на УАЗ-3151 согласно новому отраслевому стандарту. Усовершенствования «уазика» продолжались до 1990-х годов. Серийному УАЗ-469 принадлежит мировой рекорд по вместимости автомобиля — в 2010 году он перевез 32 человека на 10 метров. Общая нагрузка составила почти две тонны.

Дальнейшим развитием модели на заводе в Ульяновске стал УАЗ-3136 «Патриот», который, по всей видимости, и сменит в рядах российских Вооруженных сил заслуженный «уазик». Новый кандидат на военную службу серийно выпускается с 2005 года.

В 2013 году разработана и направлена на испытания патрульная машина для МВД России УАЗ 3163–015 АП. На выставке «Армия-2015» был представлен УАЗ-3163-103. «Патриоты» уже используются силовыми структурами, пограничниками и военными, но окончательный выбор Минобороны еще не сделало.

Одним из самых интересных экспонатов международной выставки сухопутных и военно‐морских вооружений DEFEXPO INDIA — 2018 стала напечатанная на 3D‐принтере модель российского танка Т‐90 СМ «Прорыв». Игрушку, выполненную в масштабе 1:10, представил «Уралвагонзавод» (УВЗ).

Реклама

Реклама