facebook_pixel
  • 05 июля 2019, 15:20

    Освоение в режиме фантастики. Как Украина готовится завоевывать Арктику

    Украина собирается заняться освоением Арктики. По словам местных властей, в Киеве «начали думать об Украине как об арктическом игроке». Зайти в новый для себя регион страна надеется с помощью поддержки Норвегии, которая предпринимает активные шаги по освоению шельфа. Между тем эксперты называют заявления Киева пиаром и новыми фантазиями политической хунты страны. Пополнится ли Заполярье еще одним игроком, разбирался «360».

    Освоение в режиме фантастики. Как Украина готовится завоевывать Арктику

    Посол Украины в Норвегии Вячеслав Яцюк рассказал о возможностях страны по расширению сотрудничества с Осло в Арктике. В ходе визита на архипелаг Шпицберген он отметил, что Киев готов зайти в новый для себя регион. «Сегодня Украина не занимается арктической деятельностью. Но мы начали думать об Украине как об арктическом игроке», — цитирует слова украинского дипломата норвежская газета High North News.

    Политик также добавил, что Украина может наращивать сотрудничество со скандинавскими партнерами в вопросах исследований климатических изменений и делиться друг с другом спутниковыми технологиями. В последние годы Норвегия и Украина укрепили двусторонние связи как в политике, так и в сфере экономики и гуманитарной помощи», — подчеркнул Яцюк, отмечая, что в данный момент только на Шпицбергене проживают более 400 украинцев.

    Украина подобными высказываниями лишний раз компрометирует себя и пытается привлечь внимание, уверен первый зампред Комитета Совфеда по международным делам Владимир Джабаров. «Заявление только вызывает улыбку. Не секрет, что страна фактически лежит в руинах, на некоторых ее рубежах идет война. Ей надо задумываться об улучшении экономической ситуации, а не заниматься самопиаром и пытаться в очередной раз как-либо насолить России», — подчеркнул собеседник «360».

    Вспоминая СССР

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/07/40658_%D0%BE%D0%BF%D0%B0.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»

    Два года назад администрация Порошенко уже пыталась нарастить свое присутствие в Заполярье. Тогда премьер-министр Украины Владимир Гройсман хотел наладить отношения с Оттавой и выступить в альянсе с Канадой. «Наш опыт в сочетании с опытом канадских партнеров может дать результат. Мы можем начать новую страницу построения наших отношений и хотим выступать надежными партнерами», — отмечал украинский премьер. Впрочем, переговоры спустя месяц зашли в тупик и канадцы поставили их на паузу.

    Чтобы предметно говорить о выходе в Арктику, Украине необходимо сначала решить ряд проблем, связанных с технологическим отставанием и отсутствием финансирования, отмечают опрошенные «360» аналитики. «Занимаясь изучением Арктики многие годы подряд, могу с уверенностью сказать, что за все это время я не встречал ни одного украинского специалиста, который бы занимался этим вопросом. Поэтому высказывание больше походит на фантазию, а не на реальные планы», — заметил вице-президент Международного арктического научного комитета (IASC) Владимир Павленко.

    По мнению собеседника «360», появление посла в Шпицбергене связано с тем, что на архипелаге работают выходцы с Украины, которых позвали работать еще во времена СССР. «Условия там схожи с работой в угольных шахтах Донбасса, поэтому в советское время туда отправляли украинских шахтеров. Там они остаются до сих пор. Видимо, говоря об украинском потенциале, Яцюк их имел в виду», — добавил Павленко.

    При этом сама Норвегия вряд ли пойдет на союз с Украиной, уверен Владимир Джабаров. По его словам, Осло имеет дружественные отношения с Россией, которые и дальше намерен развивать. «Конечно, Норвегия может заключать альянсы со всеми суверенными государствами. Но я не уверен, что в союзники она возьмет именно Киев», — заметил спикер.

    Экономический подтекст

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/07/40657_%D0%B0%D1%80.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»

    Сейчас Арктика поделена на сектора между ключевыми игроками региона: США, Норвегией, Канадой, Данией и Россией. Последняя с 2013 года активно наращивает свое присутствие в Заполярье: размещает там новые морские и авиабазы, а также вводит в строй ледоколы. Вдобавок Москва уже на протяжении 18 лет добивается расширения своих прав в Арктике. Правительство пытается получить у ООН приоритетное право на добычу ресурсов на арктическом шельфе.

    Интерес России к региону закономерен, сходятся во мнении опрошенные «360» эксперты. В 2018 году Владимир Путин принял государственную программу, которая предполагает финансирование мероприятий по развитию Арктики в целом и Северного морского пути до 2025 года. В свою очередь, США настаивают на свободе навигации и судоходства, а также пытаются сократить присутствие России в регионе. Немецкие политологи даже выпустили исследование на эту тему и не исключают, что в Арктике может повториться инцидент по сценарию провокации в Керченском проливе.

    Именно на геополитическом противостоянии стран Украина и хочет сыграть в этом вопросе, считает украинский политолог Алексей Якубин. По его словам, фактор России остается определяющем при принятии Киева в арктический альянс. «За Арктику сейчас идет активная борьба, поскольку из-за глобального потепления Северный морской путь становится все более выгодным маршрутом транспортировки грузов из Азии в Европу. Потому при складывании геополитической карты Заполярья страны ЕС и США могут включить Украину, чтобы получить пару очков в гонке за лидерство в регионе», — отметил собеседник «360».

    Из-за потепления возможности Севморпути значительно увеличиваются и маршрут становится доступным не только на три-четыре летних месяца, а на протяжении полугода, признают американские ученые. По их расчетам, путь через Суэцкий канал по южному маршруту занимает 34 дня, а по арктической трассе суда идут всего 23 дня. Это преимущество Североморского пути возникло как раз из-за таяния льдов. Если таяние продолжится, то через 15 лет по арктическому маршруту будет проходить больше грузов, чем через Суэцкий канал. Сейчас он является главной транспортной артерией мира: за 2017 год через канал было перевезено свыше миллиарда тонн грузов. Это в пять тысяч раз больше, чем прошло по Северному морскому пути за аналогичный период времени.