Ошибки в проектировании и геологической разведке. Почему затопило Тушинский тоннель | 360°

10 января 2019, 17:37

Ошибки в проектировании и геологической разведке. Почему затопило Тушинский тоннель

Читать 360 в

Провал грунта в шлюзе канала имени Москвы привел к затоплению Тушинского тоннеля. Авария, над ликвидацией которой до сих пор борются экстренные службы, привела к остановке движения на Волоколамском шоссе. Чем важен Тушинский тоннель и почему он оказался затоплен, выяснял «360».

Создание тоннеля

Тушинский тоннель был построен больше 80 лет назад одновременно с сооружением канала имени Москвы, в районе шлюза №8. Поскольку канал здесь пролегает между двумя высокими дамбами, решено было строить именно тоннель, а не мост.

Реклама

Проектированием объекта занимался знаменитый архитектор Владимир Кринский — автор станции метро «Комсомольская» и Северного речного вокзала. Поскольку тоннель связывает Москву с Тушинским аэродромом, расположенным рядом, въездные порталы тоннеля были украшены скульптурами авиаторов, потолок освещали изящные бра. Однако в момент расширения проезда оформление было изменено, а бра заменили типовой подсветкой.

В 1944-м Тушино соединили с Москвой трамваем. По одной колее в каждую сторону было проложено именно через Тушинский тоннель. Глобальные изменения коснулись объекта в 70-х: открыли еще один проезд, по которому пустили движение по Волоколамскому шоссе из центра. Правый тоннель 1937 года стали использовать для движения в центр, а трамвайную линию целиком переложили в левый тоннель. Одновременно с этим был открыт и пешеходный переход.

Еще два тоннеля построили в 2001 году: трехполосный для движения прямо по Волоколамскому шоссе из центра и двухполосный для съезда на улицу Свободы. При их возведении канал осушали и срывали его насыпь. Таким образом теперь насчитывается пять тоннелей под каналом. Оба старых тоннеля используют для движения в центр Москвы. В настоящее время Тушинский тоннель играет важную роль в разгрузке транспортных потоков столицы.

Что случилось

Утром 10 января в шлюзе №8 произошел обвал грунта. В результате этого образовалась дыра, через которую хлынули потоки воды с песком. Тушинский тоннель стало затапливать со скоростью 40-50 литров в секунду. В момент аварии на месте ЧП не было машин, поэтому в результате инцидента пострадавших нет.

Однако прорыв дамбы привел к большим заторам на дороге. Вначале движение перекрыли на Волоколамском шоссе в сторону области, а затем и в сторону центра. Затоплен оказался и подземный пешеходный переход в районе улиц Водников и Свободы. Протяженные пробки возникли на съезде с МКАД на Волоколамское шоссе. Также машины встали на съезде с кольцевой автодороги на Волоколамское шоссе.

В связи с ЧП власти Москвы организовали оперативный штаб. Экстренные службы стали откачивать воду и вывозить песок. Спустя четыре часа после прорыва вода полностью ушла из тоннеля.

Что привело к аварии

Известно, что авария произошла из-за провала грунта. Однако почему он просел, еще только предстоит выяснить. Заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства отметил, что о точных причинах говорить еще рано — это покажет тщательное расследование. По одной из версий, к затоплению тоннеля могли привести нарушения при расширении Волоколамского шоссе в 2003 году, сказал чиновник.

Геолог и заведующий лабораторией геоморфологии и тектоники дна океанов Геологического института РАН Александр Мазарович отметил в интервью «360», что нарушения действительно могли произойти давно, а видимые последствия наступить лишь сейчас.

«Это мог быть медленный процесс. Где-то не там подрыли, начало подмывать, ну и постепенно мы пришли к тому, что имеем. Причины могут быть самые разные. Это ошибки в проектировании, ошибки на уровне геологической разведки, при постройке самой дамбы», — сказал эксперт.

Рядом с затопленным тоннелем проходит также «фиолетовая» ветка метро, однако заслуженный архитектор России Сергей Ткаченко в комментарии «360» выразил сомнение, что прокладка линии подземки стала причиной аварии.

«Едва ли это повлияло. Или это недавние строительные процессы неподалеку от дамбы, либо пострадало само тело тоннеля, которое стало пропускать воду. Грунт постепенно теряет плотность, основание под телом тоннеля перекашивается и возникает прорыв», — сказал Ткаченко.

Еще одна версия — возникновение трещины внутри самого канала имени Москвы. Как пояснил «360» кандидат технических наук и геолог Станислав Завацки, со временем бетон стареет, а в результате дополнительных вибраций и сотрясений происходит осадка грунта под каналом. По мнению специалиста, он мог переломить бетонную опалубку и привести к сильной течи.

«Когда откачают воду, надо разбираться, где тело канала треснуло. Это может и где-то далеко, за километр от этого места. Это все не так просто. Тяжело определить место протечки, если трещин вдруг несколько», — пояснил геолог.

Он отметил, что есть несколько способов для обнаружения проблемного места. Например, останавливается работа канала, в него наливается зеленая краска. В том месте, где окрашенная жидкость начнет всасываться, и возникла искомая утечка. Иногда данный процесс осуществляют поэтапно: окрашивают один участок канала за другим, определяя, утекает ли вода, добавил Завацки.

«Угроза не ушла»

Несмотря на то, что затопление Тушинского тоннеля удалось устранить, глобально проблема еще не решена. Как поясняют эксперты, устранение течи — лишь временная мера, которая не гарантирует, что завтра не произойдет нового прорыва.

«Угроза никуда не ушла. Можно закрыть пальцем дырку, и ее не будет. Но как только палец уберут, вода снова хлынет. Необходимы объемные работы, чтобы дальше не размывалось, нужна инженерная разведка, составление плана и графика ремонтных мероприятий. Это уже не просто затыкание дыры. Нужно ликвидировать возможность нового прорыва», — пояснил геолог Александр Мазарович.

Конечный объем работ будет зависеть от величины искомой трещины, считает Станислав Завацки. По его оценке, в лучшем случае на ее поиск и заделку уйдет три месяца.

«Этот тоннель — стратегический объект столицы. Здесь сходятся канал имени Москвы и важная магистраль города, поэтому к работам нужно подходить максимально ответственно», — подчеркнул эксперт. Он отметил, что в качестве варианта можно сделать водонепроницаемый тубус под каналом и пустить через него проезд, однако вода все равно найдет точку проникновения наружу, добавил геолог.

«Конечно, затапливаться будет уже не тубус. Но вода может вылиться на территории микрорайона, жилого дома, подмыть фундамент дома. Может, потихонечку она пробьет себе путь в Москву-реку, что тоже плохо, ведь она ее будет расширять и в конце концов образуется огромный овраг, в который будут проваливаться здания. Так что предстоит масштабная работа по поиску трещины в теле канала», — заключил Завацки.

Реклама

Реклама