Оплата в режиме нон‐стоп: зачем на платных дорогах России хотят убрать шлагбаумы и пункты приема денег | 360°

15 ноября 2017, 19:03

Оплата в режиме нон‐стоп: зачем на платных дорогах России хотят убрать шлагбаумы и пункты приема денег

Читать 360 в

-

Система free flow, позволяющая проезжать участки платных дорог, минуя пункты взимания платы со шлагбаумами, может появиться в России в 2019 году. Об этом говорится в уведомлении о разработке поправок в КоаП РФ и в Бюджетный кодекс, которое Минтранс разместил на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.

Реклама

Технология free flow подразумевает безбарьерый проезд автомобиля через пункт оплаты проезда платного участка дороги. Эта система позволяет машинам двигаться мимо пропускных пунктов в режиме безостановочного свободного потока, а оплата за проезд списывается со счета бесконтактным способом. Приборы, установленные на рамке, фиксируют номер автомобиля спереди и сзади, а также его класс. Шлагбаумы при этом не используются либо подняты.

В свою очередь, деньги за проезд можно перевести с банковской карты или со счета мобильного телефона. Также автолюбитель может установить транспондер — специальное электронное устройство, закрепляемое на лобовом стекле автомобиля и обеспечивающее автоматическую оплату проезда.

На данный момент система прошла тестирование лишь на одном участке платных дорог. В апреле прошлого года в рамках пилотного проекта она была запущена на дороге в обход Одинцово. Максимальная зафиксированная скорость распознавания тогда составила 221 километр в час. Однако видеораспознавание номерного знака было ограничено из-за погодных условий и загрязнений на автомобильных номерах. Минтранс собирается доработать проект в течение следующего года и планирует ввести free flow на трассе М11 Москва-Санкт-Петербург и на ЦКАД к 2019 году.

Сейчас на платных дорогах автомобилистам нужно остановиться перед пунктами взимания платы, отдать наличные деньги оператору либо дождаться, пока система распознает бесконтактный транспондер, спишет необходимую сумму со счета и откроет шлагбаум.

Новый способ позволит сократить очереди на въездах на трассу, что существенно повысит комфорт при пользовании трассы и увеличит ее проходимость, отметил в разговоре с «360» председатель Движение автомобилистов России Виктор Похмелкин.

Платные дороги предполагают повышенный комфорт. Если на этих участках собираются очереди из желающих заплатить за проезд, то это вредит проходимости дорог и доставляет неудобство пользователям. При этом нужно оставить и традиционные оплаты проезда на случай, если автолюбитель хочет заплатить за проезд наличными — Виктор Похмелкин.

В Европе, Израиле, США и некоторых странах Латинской Америки система free flow широко применяется на протяжении последних пару лет, заявил «360» руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. «За рубежом фиксация проезда и списывания денег происходит автоматически с помощью камер-датчиков, что увеличивает проходимость дорог и сокращает издержки на содержание сотрудников, которые ранее принимали плату за проезд. Кроме того, нужно взять на вооружение систему виньеток (проездные на определенный срок — ред. „360“), которые в Европе можно купить на любой заправке», — отметил автоэксперт.

Брешь в законе

Безбарьерный проезд по системе free flow может заработать в полную силу только после того, как будут приняты соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях, отметил в беседе с редакцией «360» руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский.

Для перехода на free flow необходимо законодательно установить ответственность за бесплатный проезд по платному участку дороги. Властям следует прописать пункт регистрирования правонарушения в автоматическом режиме в кодексе, чтобы штрафы за неоплаченный проезд приходили по аналогии с взысканиями по факту неоплаченной парковки — Александр Шумский.

Собеседник «360» добавил, что на платных участках дорог около 98% автолюбителей добровольно оплачивают проезд, поэтому эффективно бороться с малым числом «зайцев» можно посредством штрафов.

В мае 2017 года разработать поправки в законодательство поручил премьер Дмитрий Медведев. Какой конкретно штраф предлагается Минтрансом для нарушителей, пока неизвестно, но еще в 2014 году компания «Автодор», которая осуществляет обслуживание трасс, предлагала установить взыскание на уровне пяти тысяч рублей.

Сейчас в стране функционируют четыре платные трассы, а их протяженность составляет 1160 километров. Цена на проезд по ним в России варьируется от 35 до 300 рублей в зависимости от направления, времени проезда и категории автомобиля. В случае, если у автолюбителя установлен транспондер, то ему предоставляется скидка за проезд в размере 50% от полной стоимости тарифа. В 2016 году сборы от пользования платными дорогами составили около 6,9 миллиардов рублей.

Реклама

Реклама