06 декабря 2019, 17:54

Опасная езда. Новый отчет Uber показал, чем уберизация угрожает обычным людям

Читать 360tv в

Уберизация позволяет с одинаковой легкостью заказать пиццу и такси, но имеет неприятные побочные эффекты. Почему «хипстерские» онлайн-сервисы могут быть опасны для жизни и как их улучшить, размышляет колумнист «360».

Всего за несколько лет Uber стал чуть ли не синонимом такси — это один из самых распространенных и успешных бизнесов по перевозке пассажиров в мире. Однако с ростом оборотов растет и влияние сервиса на жизнь обычных людей. В США за 2017–2018 годы машины, заказанные через Uber, совершили колоссальное число поездок — около 2,3 миллиарда. Далеко не все они были благополучными. Часть из них закончилась для пассажиров стрессом, травмами и даже летальным исходом.

Реклама

Проблемы на дорогах

Подробности инцидентов в такси стали известны из свежего отчета Uber за двухлетний период. Его выход можно назвать большим событием, ведь компания впервые рискнула раскрыть данные о собственном уровне безопасности.

Согласно отчету, компания обработала около шести тысяч жалоб на секс-домогательства. Чуть менее половины из них были от водителей. Из этого массива следует выделить самые серьезные случаи: 464 изнасилования и 19 нападений, закончившихся смертью жертвы. Также стоит посчитать 107 смертей в дорожных инцидентах — значительная их часть связана с гибелью пешеходов под колесами такси.

Цифры, прямо скажем, вызывающие определенное опасение. Конечно, сам Uber напоминает, что это лишь доли процента от миллиардов совершенных поездок, но спокойнее от этого не становится. Кому охота попасть за собственные деньги в лапы к маньяку, даже если вероятность этого один на миллион?

Неслучайно, несмотря на свой несомненный успех в США, Uber с трудом выходит на европейские рынки. К примеру, власти Лондона не стали лицензировать деятельность компании, объяснив свой поступок именно беспокойством за безопасность пассажиров.

Чтобы успокоить клиентов, глава Uber ирано-американский бизнесмен Дара Хосровшахи написал целый ряд твитов. В них он обещает сделать в приложении специальную тревожную кнопку и возможность послать текстовое послание на номер экстренной службы 911. Среди других мер по повышению безопасности обмен информацией о нарушителях правил поведения с другими платформами, специальные курсы для таксистов и помощь тем, кто уже попал в переделку из-за Uber.

Остается один вопрос: почему эти, несомненно, полезные меры безопасности не были введены с самого начала, до того, как водители Uber совершили несколько миллиардов поездок?

Уберсложный вопрос

Проблемы компании с недостаточно быстрым реагированием на нарушения и даже преступления, совершаемые ее водителями, начались далеко не вчера. Нередко эту «заторможенность» связывали с фигурой одного из основателей Uber, Трэвиса Каланика, — он был вынужден покинуть свой пост после целой серии скандалов, связанных с обвинениями в харассменте, сексизме и финансовых махинациях.

Каланик также скандально «прославился» своим спором с одним из таксистов Uber. Тот обвинял своего фактического начальника в понижении тарифов при повышении стандартов, на что бизнесмен ответил: «Некоторые люди не любят брать на себя ответственность за свои поступки. Они винят всех вокруг за все, что происходит с ними», — и хлопнул дверью.

В этой мимолетом брошенной фразе на самом деле скрыта целая философия. Сегодня уберизация — это уже не просто способ вызвать такси, а новый формат получения услуг. С помощью схожих по функционалу цифровых платформ мы заказываем доставку еды, уборку квартир, помощников по ремонту.

Формат, безусловно, удобный: достаточно нажать несколько кнопок в приложении — и услуга получена. Но не стоит забывать, что за «хипстерским» оформлением скрываются реальные проблемы.

Забирающий вас водитель — живой человек, который использует такое же приложение, потому что ему нужна работа. Однако сервисы не воспринимают себя полноценными работодателями, скорее, посредниками, которым чужда какая-либо ответственность за условия работы человека с другой стороны приложения. Мол, ты к нам подключился, вот и пользуйся молча, иначе враз отключим и лишим дохода.

Вспомним хотя бы всколыхнувшую многих историю о смерти молодого курьера «Яндекс.Еды», который мог уйти из жизни из-за перенапряжения. Сразу после этого сервис пообещал тщательней организовывать смены и обеспечить курьерам медицинское обслуживание.

Хорошо бы это стало примером для аналогичных бизнесов. Пренебрежительное отношение к «рабам приложения» свойственно всем цифровым платформам по оказанию услуг. У него есть неприятный побочный эффект: падение качества со стороны исполнителей, — а также вероятность, что среди них будет расти число неадекватных людей.

Есть только один выход из этой «уберсложной» ситуации: такие сервисы должны перестать корчить из себя следующее поколение бизнеса и выйти из онлайна в реальную жизнь, чтобы обеспечить необходимые социальные права и гарантии своим фактическим сотрудникам. И, естественно, им следует заранее продумывать меры безопасности для своих пользователей.

Тогда не придется выпускать объемные доклады о сотнях изнасилований и смертей, часть из которых, вероятно, удалось бы предотвратить, если бы создатели приложения сразу думали не только о доходах, но и о судьбах, которые может изменить их цифровой код.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама