«Они» не прошли: почему небритая транс‐активистка не попала в Белоруссию | 360°

01 августа 2018, 18:44

«Они» не прошли: почему небритая транс‐активистка не попала в Белоруссию

Читать 360 в

Белорусские пограничники сорвали выступление транс‐активистки. Что это — очередной пример вопиющей дискриминации или есть другое объяснение? Рассказываем об эхе культурных войн и новой радикальной форме ЛГБТ‐ активизма.

Некоторые новости как хороший анекдот — объяснять их не надо: «Белорусские пограничники не пустили в страну гендерно-небинарную поэтку-перформерку-транс-активистку Алок Вейд-Мэнон с американо-индийскими корнями». Ни прибавить, ни убавить. Впрочем, у этого столкновения двух миров есть контекст, о котором стоит поговорить.

Реклама

Невидимая война

ЛГБТ, трансгендер, квир — в последние годы эти слова постоянно мелькают то на страницах модных изданий, то в соцсетях. Привычные для уха старшего поколения термины «гомосексуалист» или «нетрадиционная ориентация» постепенно отмирают, сменяясь заимствованиями из новояза. Это неслучайно. Язык — главный фронтир культурной войны между консервативными и либеральными ценностями. В свое время конфликт расколол Запад на две непримиримые части и длится, то затихая, то разгораясь, вот уже более полувека.

США — самая большая западная страна и поэтому больше всего страдает от противостояния адептов двух разных мировоззрений. Избрание Дональда Трампа президентом страны стало большим успехом для тех, кому политкорректность не мила, но праздновать победу оказалось рано. Радикалы воспользовались ростом протестных настроений и впрыснули в движение против Трампа давно известные, но ранее маргинальные теории ультралевых мыслителей.

Если упростить их до одной главной мысли, то существующие в американском обществе расизм и отсутствие толерантности объясняются доминированием белых гетеросексуалов. Якобы «белые цисгендерные мужчины» создали жестокое патриархальное общество, которое эксплуатирует другие группы, включая геев, женщин, мигрантов и нехристиан.

Но есть одна загвоздка. Вопросы дискриминации женщин и геев уже давно не так актуальны — сама жизнь ставит под сомнение радикальные взгляды. В США даже видные консервативные политики, вопреки убеждениям противников, могут относится к самым разным группам. Есть среди них и афроамериканцы, и люди разных вероисповеданий, и гомосексуалисты. Подобное несоответствие привело к курьезной ситуации, профильные ЛГБТ-издания запестрели материалами, направленными против… геев.

Необязательно в лоб, но общая идея нового дискурса такова — геи в ЛГБТ-сообществе тоже самое, что и белые цисгендеры в широком обществе, а значит, якобы тиранят и дискриминируют всех остальных. Когда отношения между мужчиной и мужчиной перестали шокировать, радикалы взялись за саму концепцию существования полов — оказывается, идея о двух гендерах излишне тоталитарна и должна быть заменена небинарной системой с десятками гендеров и секс-идентичностей.

Гибрид не удался

Алок Вейд-Манон, собиравшийся выступить 1 августа в Минске, идеальный представитель новой волны радикального ЛГБТ-активизма. Волосатый, пухлый, в обтягивающей женской одежде с розовой помадой на губах и официально бесполый, этот отпрыск индийских мигрантов воплощает весь спектр леволиберальной повестки.

«Эпатаж», — скажете вы. «Бодипозитивизм, борьба с лукизмом и трансфобией», — скажет транс-активистка.

Тут мне следует прерваться и извиниться, применять местоимение «он» к Алок категорически нельзя, сам он требует называть себя «мы»/«они». Это не шутки, в Великобритании учителя, перепутавшего пол ученика-трансгендера, отстранили от работы всего за одну подобную оговорку.

Даже мероприятие Вейд-Манона должно было быть гибридным — чем-то средним между чтением стихов и лекцией, призванной помочь участниками исследовать «гендерную неконформность». Но мечты разбились об суровую реальность. По словам организаторов визита, транс-активистку попросили покинуть страну на основании одного из положений закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства». Он дает право не пускать иностранцев по ряду причин, включая угрозу нравственности и здоровью граждан Белоруссии.

Плохо это или хорошо, пусть каждый решает сам. Конечно, каждый взрослый человек может позаботиться о собственной нравственности. Другое дело, что давно пора понять — жители одной шестой части суши не должны быть пушечным мясом на чужих культурных войнах. Так уж сложилось, что в России и других странах, восставших из-под обломков СССР, есть своя повестка совсем не похожая на американскую.

Гендерная неконформность — это, конечно, хорошо, но для начала давайте перестанем каждое лето отключать горячую воду на неделю, которая порой кажется длиннее, чем самый длинный список небинарных гендеров.

Реклама

Реклама