«Он останется в истории навсегда». Каким запомнят Эдуарда Успенского | 360°

15 августа 2018, 09:54

«Он останется в истории навсегда». Каким запомнят Эдуарда Успенского

Читать 360 в

Во вторник, 14 августа, в возрасте 80 лет ушел из жизни детский писатель Эдуард Успенский. Каким запомнился деятелям искусства автор легендарных «Каникул в Простоквашино», «Крокодила Гены» и многих других произведений — в материале «360».

Одним из первых о кончине детского писателя сообщил его давний друг — композитор Григорий Гладков. Он рассказал, что Успенский долгое время лечился от рака в Баден-Бадене. Своего товарища он назвал «великим сказочником и фантазером, любимым всеми детьми и взрослыми».

«Он был бескомпромиссный, идеалист, требовал правды от всех. Борец за справедливость, он не мог несправедливость переносить и всегда боролся по любому поводу», — подчеркнул композитор.

Писатель Ирина Лисова, которая была ученицей Эдуарда Успенского, отметила, что его смерть — огромная потеря для всей детской литературы. По ее словам, Успенский с невероятной отдачей работал над каждым из своих произведений, которые сейчас так любимы миллионами россиян. Самым главным для писателя было то, чтобы детей полностью увлекало содержание книги.

«Он приходил в детский сад и пробовал свой текст на малышах. Он следил, чтобы ни один из детей не отвлекался и не качал ногой. И если он видел, что во время чтения текста ребенок отвлекается, он понимал, что тут ошибка и нужно это место переписывать», — поделилась Лисова воспоминаниями с Пятым каналом.

Еще одним учеником Успенского стал ныне широко известный детский писатель, поэт и драматург Андрей Усачев. По его словам, Успенскому сразу же приглянулись его рукописи, хотя в то время работы Усачева везде отказывались печатать.

«Он прочитал, сказал: „Ты молодец“, — но добавил интересную вещь: „Будешь писать только стихи — на них не проживешь, если хочешь быть профессионалом“. Он привел меня на радио и телевидение. Еще у нас была совместная книжка „Жуткий фольклор советских детей“. И это было удивительно: предложить молодому человеку, которого ты старше на 20 лет, написать что-то вместе и потом по договору гонорар пополам», — признался Усачев в комментарии «360».

Он добавил, что Успенский очень любил, когда вокруг него кипела жизнь. «Вот он сидит, а у него рядом попугаи, собаки носятся. Должна была быть жизнь. Может быть, поэтому у него такой оптимизм и любовь к жизни», — предположил Усачев.

Сразу после новости о смерти легендарного писателя деятели искусства стали делиться теплыми словами об Успенском в соцсетях. Для многих из них детство ассоциируется именно с произведениями Успенского.

Так, актер Александр Олешко написал в Instagram: «Он придумал наше детство. Ушел Эдуард Успенский. Светлая память и спасибо за добрый и волшебный мир, в который мы верили!»

Юморист и резидент Comedy Club Гарик Мартиросян в своем посте поблагодарил Успенского за прекрасные книжки и детство, которое было бы совсем иным без них. «Спасибо, Эдуард Николаевич, от всех нас», — написал он.

«Это потеря детства»

Детский поэт и писатель Виктор Лунин в беседе с «360» признался, что Успенский был «не совсем легким» человеком, но с ним у него всегда были прекрасные отношения.

Потому что мы одинаково смотрели на жизнь во многих вещах. Кроме того, Эдуард Николаевич был исключительно талантливым детским писателем — остроумным, ярким, живым. Его книги, безусловно, будут жить многие-многие годы, может быть, всегда будут. Он, наверно, из тех писателей, которые остаются в истории навсегда

Виктор Лунин.

Директор Центра поддержки отечественной словесности и гендиректор премии «Большая книга» Георгий Урушадзе также подчеркнул, что Успенский и герои его произведений вошли в культурный код россиян.

«Только выдающихся деятелей искусства называют „живой классик“. Жалко, что теперь от эпитета останется просто „классик“», — цитирует ТАСС Урушадзе.

По мнению актера Панкратова-Черного, смерть Успенского для миллионов значит и потерю всего детства. «Это колоссальная потеря не только для детей. Мне кажется, это потеря детства. С его уходом детства стало меньше. Как Михалков написал гимн для Советского Союза, он написал гимн для детства», — сказал актер в интервью РЕН ТВ.

Детский писатель Лилия Волкова, как и многие другие ее коллеги, росла и развивалась в профессии на произведениях Успенского. По ее словам, все еще трудно поверить, что его больше нет с нами.

Я выросла, читая его книги. Мои дети наизусть знали его стихи и слова героев мультфильмов. Успенского без преувеличения можно назвать не только явлением отечественной культуры, но и частью ежедневной жизни миллионов людей — уже давно взрослых и еще совсем маленьких. И он, вне всяких сомнений, таковым и останется

Лилия Волкова

У Успенского был удивительный талант создавать реальность, которой нет, но в которую верят все вокруг, считает писатель и автор детских сказок Сергей Сухинов. «Многие дети думают, например, что Простоквашино реально существует. Они уверены, что есть такая деревня в Московской области, где все это реально: кот Матроскин и все эти герои. Настолько талантливо это все было написано», — рассказал он «360».

Сухинов отметил, что многие издатели и художники побаивались Успенского из-за его требовательности. «Но эта доброта его героев — она согрела сердца миллионов наших людей, и это будет продолжаться и дальше», — сказал он.

Российский поэт Сергей Махотин назвал кончину Успенского огромной потерей не только для детской литературы, но и для всего литературного процесса, в котором Эдуард Николаевич занимал видное место. При этом поэт нисколько не сомневается, что Успенский навсегда останется в памяти людей вместе со множеством созданных им произведений.

«Я уверен, они будут переиздаваться, как книги Корнея Ивановича Чуковского, Астрид Линдгрен, потому что это уже классика нашей детской литературы. И не только русской детской литературы, но и мировой», — заключил Махотин.

Реклама

Реклама