• Суровая жизнь омского метрополитена: как за 26 лет построили одну станцию

    Жители Омска четверть века ждали появления собственного метро. Идея о нем возникла еще в 60‐х годах, проект и статья расходов государственного бюджета появились в 80‐х, а стройка началась в 90‐х. К 2018 году построена только одна станция. И вот региональное правительство объявило, что строительство прекращено. «360» рассказывает хронологию долгой, но не очень насыщенной жизни омского метрополитена.
    Следующая новость

    В Омске 10 мая прошло заседание правительства, на котором замминистра местной промышленности Игорь Лукьянов выступил с докладом о необходимости законсервировать строительство первой линии омского метрополитена, расположенной в районах улиц Кирова и Богдана Хмельницкого. Как сообщает местное издание «БК55», подготовка этого проекта обойдется бюджету в 80 миллионов рублей, а его реализация — в 400 миллионов. Чиновники планируют рассмотреть разные варианты дальнейшего использования уже построенных частей подземки.

    На данный момент в эксплуатацию введен только совмещенный автомобильный и метромост имени 60-летия Победы.

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/05/1238_Omsk_60_years_of_Victory_bridge.jpgИсточник фото: Wikimedia Commons

    1992 — 2008

    В Омске начали строить метро. Согласно плану, первая линия должна была быть открыта 1 июля 2008 года. В конце мая того же года произошло затопление части тоннелей. Человеческих жертв удалось избежать, но на устранение последствий ушло несколько недель.

    Комиссия Ростехнадзора работала на месте аварии. Согласно заявлению специалистов, тоннель был затоплен в результате прорыва водопроводной трубы, располагавшейся неподалеку. Такое могло произойти по причине давления новообразовавшегося грунта на нее или воздействия вибраций соседней стройки. В ходе проверки было установлено, что вместо стальной трубы, которая была указана в документации, лежала чугунная.

    Из-за коммунальной аварии пострадало не только метро: между жилыми домами по улице Комарова образовался провал глубиной 10 метров и диаметром 30 метров.

    2009

    Готовность первого участка составляла 26%. Проект реализовывался в ситуации нехватки средств. Проблемы с финансированием произошли из-за того, что правительство Омской области и Федеральное агентство железнодорожного транспорта не смогли вовремя подписать все документы. 20 миллионов рублей из регионального бюджета были потрачены на компенсацию работ подрядчика за 2008 год. На тот момент метро стоило 8,5 миллиарда рублей. Директор государственного учреждения Омской области «Управление заказчика по строительству объектов омского метрополитена» Владимир Елисеев говорил, что завершение объекта в срок потребует «ежегодное финансирование в размере трех-четырех миллиардов рублей».

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/05/1240_Omsk_Metro_rus_1.pngИсточник фото: «Википедия»

    2010

    Деньги на строительство не поступили. Об этом говорил на одной из пресс-конференций местный министр промышленной политики, транспорта и связи Александр Горбунов. Чиновник также рассказал, что области не удастся самостоятельно построить этот объект, так как расходы слишком велики. Средств, которые выделял Омск, хватало только на поддержание в нормальном состоянии уже существующих объектов.

    В это же время в город приезжала Эльвира Набиуллина, занимающая на тот момент должность министра финансов. Она высоко оценила степень готовности метро. Через некоторое время появилось сообщение, что губернатор области Леонид Полежаев и федеральные ведомства договорились. В итоге Омск получил миллиард рублей на строительство объекта.

    2011

    В марте началось освоение этого бюджета: было куплено дорогостоящее канадское оборудование — тоннелепроходческий комплекс Lovat. На его запуске 24 июня присутствовал губернатор области Леонид Полежаев. На мероприятии глава региона назвал дату запуска метро — 7 ноября 2015 года — и поделился планами по поводу средств на строительства метрополитена. «В части финансирования мы также миновали острый кризисный период: в этом году мы имеем 1,1 миллиарда рублей, а в следующем эта цифра удвоится», — говорил он.

    Станция «Библиотека имени Пушкина» не выполняла свои функции, но уже служила жителям города. Ее использовали как подземный переход.

    2012

    Темпы строительства пришлось снизить, потому что бригада вышла к участку с обводненным грунтом. Появилась необходимость изменить метод работы: сначала нужно было справится с излишней влагой.

    В августе на встрече с губернатором Омской области Виктором Назаровым премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил открыть метро к 300-летнему юбилею Омска, то есть через четыре года. Но вопрос о том, какое из федеральных ведомств — министерство финансов или министерство транспорта — будет давать финансирование, остался открытым. При этом глава региона подчеркнул, что речь идет не о конфликте, а о бюрократических проволочках, так как бюджеты Минфина и Минтранспорта расписаны. Он выразил уверенность, что метро будет запущенно в срок.

    2013

    Несмотря на проблемы с финансированием, начали рыть котлованы новых станций. Планировалось закончить работы по строительству «Библиотеки имени Пушкина». Замначальника строительства сообщил, что все работы идут в соответствии с графиком.

    2014

    Глава Омской области пересмотрел свои взгляды на целесообразность проекта: он признал его слишком затратным и лишенным смысла.

    Год начался с обсуждения идеи переделки метро под другой вид общественного транспорта: правительство региона приняло решение сделать незаконченное метро единой с трамваем транспортной системой и в дальнейшем строить наземные, а не подземные перегоны. Эта идея стоит в два раза дешевле метрополитена, на ее реализацию понадобятся внушительные средства, так как трамвайные линии Омска мало подходят для скоростного трамвая.

    14 марта появились положительные результаты проверки проекта, проведенной Главгосэкспертизы России.

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/05/1245_KTM-5_in_Omsk.jpgИсточник фото: Wikimedia Commons

    2015

    Перепроектирование подземки под трамвайную систему пока остается под вопросом. Губернатор Омской области Виктор Назаров назвал метро «дорогой игрушкой» и объявил сумму, необходимую на консервацию уже построенного — 600 миллионов рублей. Был объявлен конкурс на проведение экспертизы и разработку, при необходимости, плана консервации долгостроя. Просто забросить его невозможно, так как из-за этого могут произойти техногенные катастрофы.

    «На стройке под землей обязательно должны работать насосы водоотлива, потому что в подземных конструкциях всегда есть водоприток, должны быть осмотры и, соответственно, электроснабжение», — цитирует местное СМИ главного инженера СМУ-44 НПО «Мостовик» Владимира Романова. Компания занималась проектированием и строительством Омского метро.

    2016

    Отсутствие финансирования и банкротство застройщика НПО «Мостовик» привели к остановке стройки.

    2017

    В конце декабря принимается решение о консервации стройки в следующем году. Из регионального бюджета на это будет потрачено 800 миллионов рублей.

    2018

    Прошло 26 лет с начала строительства метро. Закончена только одна станция — «Библиотека имени Пушкина». Она работает как переход. Следующая за ней станция «Заречная» находится на стадии предварительных работ. Для станции «Кристалл» вырыли котлован.

    Метрополитен стал элементов омского фольклора. Местная группа 25/17 посвятила ему песню «В городе, где нет метро», об «Омском метрополитене» спели и омские рокеры «Цемент BanD». Но город не получит метрополитен — принято решение закончить стройку. Теперь чиновникам предстоит подготовить проект консервации и решить, что делать с уже вырытыми тоннелями.

    Следующая новость