Оказались за бортом. Как Минтранс урегулирует овербукинг | 360°

06 августа 2018, 15:03

Оказались за бортом. Как Минтранс урегулирует овербукинг

Читать 360 в

Минтранс предлагает выплачивать денежные компенсации пассажирам, которые не смогли улететь из‐за овербукинга. Правда, не все авиакомпании с этим согласны. Перевозчики предлагают компенсировать ущерб не деньгами, а милями и другими бонусами. «360» разбирался, что ждет авиарынок в конце 2018 года.

Минтранс собирается урегулировать ситуацию с овербукингом в России, сообщили «Известия». Овербукинг — это намеренная продажа билетов на большее количество мест, чем предусмотрено в самолете. С помощью такой меры авиакомпании увеличивают загрузку воздушного судна, тем самым снижая стоимость полета. Овербукинг минимизирует затраты авиакомпании из-за неявки пассажиров и сдачи билетов.

Заместитель министра транспорта России Александр Юрчик провел закрытое совещание, на котором присутствовали представители крупных авиакомпаний, Росавиации, а также общественные организации, которые представляют интересы пассажиров и авиакомпаний. Минтранс отказался от предложения легализовать овербукинг. Штрафы в пользу государства к авиакомпаниям применяться не будут. Вместо этого может появиться мера, которая обяжет перевозчиков выплачивать денежные компенсации пассажирам.

Глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев также считает, что нецелесообразно вводить штрафные санкции компании в пользу бюджета. В беседе с «360» он сказал, что выплаты должны быть установлены государством, а вот порядок возмещения ущерба перевозчики пропишут уже сами. Размер выплат не может быть меньше установленного размера, но может превышать его. «В таком случае авиакомпании смогут по-прежнему использовать овербукинг как элемент коммерческой политики, но при этом интересы пассажиров будут защищены», — отметил эксперт.

Штрафы для авиакомпаний

До конца 2018 года Минтранс планирует внести положения об ответственности перевозчиков перед пассажирами за овербукинг. В случае если человек не смог улететь рейсом, на который были куплены билеты, авиакомпания должна будет автоматически выплатить компенсацию.

Несмотря на то, что размер выплат окончательно не определен, есть уже предварительные данные. В случае овербукинга на международных рейсах пассажирам выплатят от 200 до 400 долларов. Если же такой инцидент произойдет на внутренних направлениях, то сумма составит от двух до восьми тысяч рублей и будет варьироваться в зависимости от дальности полета. Компенсация также предусматривает обязательные дополнительные бонусы для клиентов, такие как номер в гостинице, повышение класса обслуживания, питание и другое.

Источник в российской авиакомпании сообщил «Известиям», что эти меры решили ввести в интересах пассажиров. После их принятия, спорные ситуации будут решаться проще и быстрее. Сейчас пассажир и вовсе может остаться без компенсации. Это связано с тем, что в России законодательно не существует понятия овербукинга. Соответственно, государство не вправе предъявить претензии авиакомпаниям, а отстаивать свои права пассажир может исключительно через суд.

Легализация овербукинга

Овербукинг — довольна острая тема для российских авиакомпаний. Много лет перевозчики пытаются добиться легализации этой меры. К слову, ее используют все авиакомпании на рынке регулярных рейсов. Но официальной статистики случаев, когда пассажиры не улетали из-за овербукинга, в России нет.

Это, в первую очередь, зависит от того, какая конкретно бизнес-модель у авиакомпании. У сетевых перевозчиков на высокочастотных направлениях таких случаев больше. На низкочастотных направлениях таких случаев практически не бывает. Потому что авиакомпании не практикуют овербукинг тогда, когда они не могут отправить пассажира в ближайшее время следующим рейсом

Пантелеев отметил, что в России к овербукингу — спорное отношение. Но стоит отметить, что это не просто ситуация, когда пассажиру не хватило места, а целая коммерческая политика авиакомпании, которая направлена на повышение доходов.

«Запретить компаниям использовать общепринятый коммерческий инструмент — абсолютно неразумно. Это приведет к снижению конкурентоспособности авиакомпаний, а также к тому, что недополученную выгоду перевозчики будут закладывать в стоимость билета для всех без исключения пассажиров. Поэтому овербукинг как инструмент коммерческой политики нужно легализовать», — объяснил собеседник «360». Впрочем, необходимо не только защитить пассажиров на законодательном уровне, но и предложить им достойную компенсацию.

Авиакомпания S7 сообщила «Известиям», что на закрытом совещании с Минтрансом они выступали за то, чтобы в случае овербукинга выплачивать пассажирам не денежные компенсации, а, например, бонусы, мили и повышать класс обслуживания.

Реклама

Реклама