19 июня 2019, 15:46

Одиночество на дне стакана. Почему россияне стали чаще покупать шкалики и чекушки

Читать 360tv в

В России выросли продажи водки в малой таре. Речь идет о бутылках объемом 100 и 250 миллилитров. Изменившиеся предпочтения россиян связаны с падением доходов, загруженностью на работе и одиночеством, отмечают аналитики. «360» побеседовал со специалистами и узнал, как изменение культуры потребления спиртного влияет на здоровье нации.

Россияне все чаще стали покупать алкоголь в бутылках объемом 100 и 250 миллилитров, отмечают «Ведомости» со ссылкой на участников рынка. 23% всей проданной водки было разлито в малую тару, рассказали газете в «Nielsen Россия». В компании отмечают, что по состоянию на март текущего года подобные покупки участились на 4-5%, а их доля в общем потреблении выросла на 2%.

Между тем популярность чекушек и шкаликов растет среди россиян уже два года подряд, говорят производители крепких напитков. Так, у завода «Татспиртпром» одной из самых продаваемых является водка объемом 250 миллилитров — на нее приходится около 18% от общего реализуемого объема. У Beluga Group ситуация похожая: небольшие емкости пользуются спросом в сегментах минимальной розничной цены (215–229 рублей за 0,5 литра) и эконом (230–269 рублей за 0,5 литра).

У компании «Руст», которая выпускает водку «Талка», дела также пошли значительно лучше после того, как в ассортимент пришла водка малого разлива. Продажи компании, согласно статистике Drinks International, за прошлый год увеличились на 28% — до 2,3 миллиона девятилитровых коробов. И значительная часть реализуемой продукции выпала на бутылочки по 100 миллилитров.

Накатить по маленькой

По данным Росалкогольрегулирования, в 2018 году розничные продажи водки выросли на 7,1% и достигли 71,4 миллиона декалитров. Во многом увеличение популярности связано с акцизами, отмечают опрошенные «360» аналитики. В период с 2018 по 2019 год власти их заморозили, и сейчас стоимость акцизной марки на литр алкоголя крепостью более 9% составляет 523 рубля.

При этом из-за снижения покупательной способности россияне вынуждены переходить на более дешевое спиртное либо на меньший объем, отмечает руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «Похожая ситуация была в периоды обострения финансовых кризисов: 1998 и 2008 годы. В это время у потребителей возникает потребность пить из маленькой тары, но в пересчете на литры потребление спиртного вовсе не снижается. Такая зависимость связана с отсутствием компании и увеличением индивидуального потребления. Особенно это характерно для городского населения», — заметил собеседник «360», подчеркнув, что подобная тенденция в ближайшие годы сохранится.

При этом траты на алкоголь при такой схеме лишь растут. Для производителей разливать водку в более мелкую тару более затратно, что сказывается на итоговой стоимости продукта. В результате две бутылки по 0,25 литра обойдутся дороже, чем одна 0,5 литра

В пользу аргументов эксперта говорит и последний опрос ВЦИОМ, который показал, что доля непьющих россиян постепенно снижается: с начала кризиса 2014 года она упала с 40 до 33%. При этом, согласно статистике Росстата, за это время в стране стало больше тех, кто выпивает один-два раза в месяц: их доля выросла с 24 до 32%.

Более того, изменилось социальное поведение людей, что повлияло и на культуру потребления алкоголя, уверен президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. По его мнению, у россиян больше нет времени и желания собираться компаниями и устраивать застолья. «Поэтому они берут маленькую бутылочку по дороге домой и выпивают за ужином. При таком раскладе никто не считает их алкоголиком, на работу не нужно приходить с похмелья, а от стресса потребитель избавился. Особенно это касается жителей больших городов, которые понимают, что им необходимо кормить семью. Поэтому у них просто нет времени на застолья», — подчеркнул собеседник «360».

Похожая ситуация наблюдается не только в России, добавляет аналитик. В качестве примера он привел устоявшийся тренд в Польше, местные жители которой около 30% от всего алкоголя покупают в малой таре. «Несмотря на то, что себестоимость такого продукта дороже, поляки все равно предпочитают небольшой объем. Он не так бьет по их социальному статусу, но помогает снять стресс», — говорит Косарев.

Лекарство от одиночества

По оценкам ЦИФРРА, в прошлом году среднестатистический россиянин употребил 14,3 литра алкоголя, что на 8% выше выпитого в 2017-м. При этом больше всего спиртного в год выпивают в Ненецком автономном округе, Сахалинской, Магаданской и Московской областях, а также Карелии. Самыми трезвыми регионами в очередной раз стали республики Северного Кавказа: Чечня, Ингушетия и Дагестан.

Между тем часть россиян пьют крепкие напитки в одиночку, поэтому и покупают их в малой таре, отмечает в разговоре с «360» главный врач МЦ «КОРСАКОВ», психиатр-нарколог Алексей Казанцев. «Все чаще россияне стали употреблять в одиночку. Одни таким способом пытаются зафиксировать дозу, чтобы не впасть в запой и снизить стресс. Однако результат получается противоположный: в компании у потребителя меньше шансов прийти к запою. Алкогольная зависимость всегда приходит от одиночества», — утверждает врач.

Дело в том, что при алкоголизме у пациента в первую очередь поражаются те структуры мозга, которые помогают людям выстраивать дружеские отношения, добавляет психиатр-нарколог Марат Агинян. «И алкоголь — это такой суррогатный способ заполнять пустоту в жизни человека. Поэтому одиночество выступает базовой проблемной роста зависимости», — заключил собеседник «360».

Реклама

Реклама