07 августа 2018, 22:24

Один из Простоквашино: что оставил после себя создатель шедевров советской мультипликации Аркадий Шер

Читать 360tv в

Он трудился над мультфильмами более 30 лет и участвовал в создании десятков рисованных шедевров. Каким мы запомним человека, вложившего свой талант в кота Матроскина и других героев «Простоквашино»? Размышляет «360».

У Аркадия Шера была удивительная работа. Своими руками он создавал настоящие сказки. Говорящие животные, привидения и даже лучший сыщик в мире — все эти персонажи сначала рождались на мольберте художника и только потом обретали голос и начинали двигаться. Он умер после продолжительной болезни в возрасте 84 лет и словно захлопнулась дверь, за которой осталась целая страна, созданная руками советских мультипликаторов. Сможем ли мы отворить ее вновь?

Реклама

Советский «Дисней»

Мастера-мультипликаторы, работавшие в СССР, не имели и доли современных возможностей, но обладали главным талантом аниматора — могли вдохнуть жизнь в любую картинку.

Скромный технический уровень, словно приглушенные краски и, в тоже время, невероятное внимание к прорисовке деталей, цельные образы, простая, но такая душевная философия нарисованных героев — советские мультфильмы не были коммерческим продуктом, поэтому их создатели могли не повторять чужие шаблоны и не бояться творческих экспериментов. Одним из таких творцов был Аркадий Шер.

Рассказывают, что Шер так любил мультфильмы, что был готов работать на «Союзмультфильме» на любой должности. Благодаря своему таланту к рисованию, ему все-таки удалось попасть в цех прорисовки. В 1979 году он уже был маститым автором, прошедшим все ступени карьерной лестницы и участвовавшим в создании около 40 мультфильмов. Венцом этой многолетней работы стал карт-бланш на творчество — должность художника-постановщика.

Студия Уолта Диснея существовала уже более 30 лет, когда молодой Аркадий только начинал свою работу на студии «Союзмультфильм». Но «Дисней» существовал словно в параллельной реальности — советская анимация создавалась и развивалась по своим собственным правилам. Так что, Шера вполне можно назвать советским «Диснеем» — вовсе не за похожесть, а как раз наоборот, за самобытность, фантазию и невероятное умение перенести на бумагу выдуманный образ.

Его знакомые запомнили художника как доброго и скромного человека, но в работе он был беспощаден. Шер появился в трилогии «Простоквашино» уже во время создания второй части и серьезно переработал образы всех главных героев. После «Каникул в Простоквашино», художник работал и над заключительной частью, где также заметны новые штрихи, созданные его авторской рукой.

Что оставил Шер

Главная заслуга Аркадия Шера все же не «Простоквашино», над которым трудился он не один, — свою лепту в создание образов внесли Левон Хачатрян, Александр Винокуров, Николай Ерыкалов и другие мультипликаторы, — а разбросанные по всему по всем его работам искры таланта.

Это необыкновенной доброты и веселья человек, я не видел его без улыбки. Я никогда не замечал на его лице выражения ожесточения, жестокости, неприятия кого-то. Это была такая движущая вселенная доброты. Сегодня такого на студии быть не может.

От «Кентервильского приведения» до «Мы с Шерлок Холмсом» можно встретить нарисованные рукой Шера характерные образы, от которых вдруг екает сердце и вспоминаются давние каникулы у бабушки в деревне, выгоревший экран телевизора и мультфильмы, которые, казалось, можно было смотреть целую вечность.

В биографии Аркадия Соломоновича, как и многих его коллег, есть зияющий провал — девяностые. В то время, легендарный «Союзмультфильм» переживал тяжелейший кризис, лишился здания и находился на грани развала. Как часто это бывает, финансовый вопрос оказался сильнее прочих.

Впрочем, дядя Федор и кот Матроскин по-прежнему могут дать фору Микки Маусу и Дональду Даку. Хотя сейчас нет нужды часами дожидаться когда любимых героев наконец покажут по телевизору и рынок ломится от мультсериалов любого формата, «Простоквашино» и другая рисованная классика по-прежнему идут на миллионах планшетах и мониторах везде, где слышна русская речь.

В 2007 году уже была попытка возродить легендарную серию о деревне с говорящими животными, но что-то не срослось. Нынешний перезапуск «Простоквашино» делался уже без него, из-за болезни суставов художник последние годы не мог рисовать.

Не создав новых шедевров, он оставил после себя главное — десятки работ на которых учатся современные аниматоры. Как рассказала РИА ФАН, режиссер-мультипликатор Елена Баринова, знавшая Шера, его наследие помогает возрождению самобытной школы мультипликации.

«У меня, например, в моей студии прекрасные ученики, которые продолжают учатся на этих фильмах. В этом году у меня прекрасный выпуск, очень такие наши-наши-наши ребята, очень культурные, очень какие-то советские в лучшем смысле этого слова», — говорит Баринова.

Пожалуй, лучшего комплимента для мастера мультипликации и не придумаешь.

Реклама

Реклама