У Ан‐148 замерзли приборы. Кто должен был защитить самолет от обледенения?
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сообщил предварительные причины крушения самолета Ан‐148 в Подмосковье: перед взлетом в авиалайнере была выключена система обогрева всех приемников полного давления, из‐за чего пилотам поступали неверные данные о скорости полета. «360» узнал, мог ли командир судна отказаться от противообледенительной обработки и какие трудности ждали экипаж в воздухе.

Предварительная причина крушения
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сообщил о предварительных причинах крушения самолета
Как правило, решение о противообледенительной обработке самолета капитан воздушного судна принимает единолично. При этом еще несколько лет назад пользователи «Авиафорума» сообщили, что часто на отказе о проведении работ настаивают администрации аэропортов — в целях экономии.
Обработка против льда
Решение об противообледенительной обработке самолета принимает только его командир, рассказал «360»
Отказ командира авиалайнера от противообледенительной не является противозаконным — если на предосмотре он не обнаружил потребности в этом, то работы осуществлять не будут. Однако в периоды обильных снегопадов службы готовятся к проведению противообледенительных обработок всех самолетов заранее. При этом авиалайнер может покрыться коркой льда при взлете — на 10 метрах набора высоты.
«В день падения
Идти по приборам
Малиновский подчеркивает: в Советском Союзе летчики обладали большим опытом, поскольку в совершенстве владели навыками ручного управления самолетом. В момент полета у них вырабатывалась привычка ориентироваться в воздушном пространстве без периферического зрения — оно позволяет распознать линию горизонта на земле. При управлении самолетом летчики должны использовать только центральное зрение и принимать решения, основываясь на показаниях приборов. «Освоение пилотирования таким образом — это длительный процесс. Человек должен использовать подкорку мозга и делать все на автомате», — заявил собеседник «360».
Я выполнял высший пилотаж — это визуальное пилотирование, а когда я перешел в гражданское пилотирование и начал летать ночью по приборам, то тут возникли трудности. Пока мозг не перешел на подкорку, летчик сначала сталкивается с неприятными ощущениями в воздухе. Это проходит до тех пор, пока ты не натренируешься
— Альфред Малиновский.
Проблема современных летчиков в том, что они почти не пилотируют вручную — 90% от всего времени полета самолетом управляет автоматика, считает Малиновский. «За полет пилот вручную пилотирует
Большую роль при управлении воздушным судном играют аэродинамические силы. Часто люди не ощущают физически, что самолет делает поворот — заметить это можно только посмотрев в окно иллюминатора. В этом случае вестибулярный аппарат работает ложно и у самого летчика. Его задача — подавлять свои физические ощущения и основываться исключительно на показаниях приборов. «Важно понимать, что, когда показания приборов гуляют, пилот не понимает, что ему делать, и может то набирать высоту, то наоборот. Есть еще есть фактор — усталость. Если пилот устал, то он почти недееспособен», — заключил Малиновский.
Какую роль человеческий фактор сыграл в крушении