22 января 2019, 23:16

«Нужно повышать платежную дисциплину». Что стоит за огромным долгом Чечни перед «Газпромом»

Читать 360tv в

Конфликт между «Газпромом» и властями Чеченской Республики продолжает набирать обороты. Руководители региона заявили, что начисленный многомиллионный долг — это плата за газ во время военных действий на территории республики. Газовики заявили, что все не так, и долг копился с 2005 года. «360» проследил за тем, как развиваются события.

Решение суда и общий долг

«Газпром межрегионгаз» раскрыл общую сумму задолженности всех категорий потребителей Чеченской Республике. Как сообщается на официальном сайте компании, на 1 января 2018 года эта сумма составила 16,161 миллиарда рублей. Большая часть, из этой суммы — это долги населения: 13,219 миллиарда рублей.

Реклама

Ранее Заводской районный суд Грозного постановил списать девять миллиардов рублей с долгов, которые накопило местное население к ООО «Газпром межрегионгаз Грозный». Такой иск подала республиканская прокуратура. В качестве аргумента надзорное ведомство объяснило, что требование платить по долгам за потребленный газ «создавало социальную напряженность и могло повлечь протестные настроения».

Суд вынес решение, в котором потребовал от ООО «Газпром межрегионгаз Грозный» в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда списать из бухгалтерской отчетности дебиторскую задолженность в девять миллиардов рублей от реализации газа для населения, по которой истек срок исковой давности.

Министр национальной политики Чечни Джамбулат Умаров заявил, что суд принял решение, учитывая «специфику региона», а также то, что «задолженность появилась во время военных действий».

Однако после вокруг задолженности возникли странности. Она исчезла из сообщения республиканской прокуратуры, а топ-менеджер «Газпром межрегионгаз Грозный» Рустам Амерханов в беседе с ТАСС заявил, что в решении суда не была указана сумма в девять миллиардов рублей.

В «Газпром межрегионгазе» уточнили, что сумма присутствует в мотивировочной части решения, а также объяснили, что она накопилась с 1 января 2007 года по 30 сентября 2015 года.

Между тем, ООО «Газпром межрегионгаз Грозный» подало апелляционную жалобу для обжалования решения суда о списании долгов населению. Генеральная прокуратура потребовала от прокурора Чечни поддержать доводы компании в суде.

Кроме того, в надзорном ведомстве отметили, что действующее законодательство не указывает срок истечения исковой давности единственным условием списания дебиторской задолженности. Такой долг можно списать только если ее признают нереальной для взыскания. Эту позицию определяет самостоятельно хозяйствующий субъект.

Также Генеральная прокуратура посчитала, что вмешательство республиканского надзорного ведомства недопустимо, а обращение в суд было необоснованным. По данному факту назначили служебную проверку.

Министр национальной политики Чеченской Республики Джамбулат Умаров заявил, что власти не контролируют работу республиканской прокуратуры, но решение суда он назвал справедливым.

Власти Чечни будут следить за развитием событий в споре о списании долгов за газ и намерены отстаивать интересы населения, заявил РИА Новости министр республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров.

«Будем делать благородное дело, отстаивать интересы населения», — заявил он и отметил, что не считает, что этот долг накопился с 2007 по 2015 год, когда население исправно платило за газ. По его словам, задолженность скопилась во время военных действий на территории региона.

Реакция головного офиса

Заместитель председатель правления «Газпрома» Валерий Голубев прокомментировал прецедентное решение суда Грозного. В своем заявлении он особо подчеркнул, что задолженность населения сформировалось вовсе не в результате военных действий, а вследствие низкой платежной дисциплины населения.

Представитель «Газпрома» особо подчеркнул, что большинство потребителей энергоресурсов, которые регулярно оплачивают поставки газа, могут воспринять решение суда Грозного, как несправедливое по отношению к ним.

По его словам, сейчас на территории Северного Кавказа реализуется целый комплекс мер для решения ситуации с долгами по газу. В частности, идет инвентаризация абонентских баз для повышения их достоверности, а также внедряются автоматизированные системы учета, для исключения ошибок при обычном подсчете. Кроме того, сотрудники «Газпрома» вместе с правоозранителями ведут выявление незаконного потребления газа и других нарушений.

«Призывы к „списанию“ долгов ведут к подрыву этой кропотливой, сложнейшей работы, которая осуществляется на протяжении многих лет. Для предотвращения возникновения „социальной напряженности“ необходимо усилить поддержку действий группы „Газпром“ в этой комплексной работе. Законные требования поставщика не могут являться причиной „напряженности“, у проблемы более глубокие корни», — подчеркнул Валерий Голубев.

Он особо отметил, что из-за неплатежей компания не может проводить ремонт газопроводов в регионе, что создает угрозы жизни людей.

Решение грозненского суда он назвал противоречащим современным нормам права. Срок исковой давности может быть приостановлен, если должник признает свой долг. Суд же не исследовал этих сроков и не спрашивал этих данных у «Газпрома».

«Более того, учет задолженности как реальной к взысканию или безнадежной не влияет на прекращение обязательств и не влияет на возможность предъявления исковых требований о взыскании такой задолженности», — сказал представитель «Газпрома» и напомнил, что обязанность платить за потребленные коммунальные ресурсы является общей для всех граждан страны и не может расцениваться в качества фактора, ведущего к социальной напряженности.

Ежегодные пять процентов

Заместитель председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы Павел Качкаев в беседе с «360» пояснил, что ежегодно по всей стране недоплата за потребленный газ составляет около 5% и за 10 лет сумма получается более чем приличная.

По его словам, долги в основном копятся за счет предприятий, которые занимаются теплоэнергетикой, а также жителей.

«У нас вообще долги в сфере коммунального хозяйства где-то 1,3 триллиона рублей. Из них примерно половина это долги управляющих компаний и жителей. При этом они делятся 50 на 50, то есть четвертая часть жителей, четвертая часть управляющих организаций, а половина — это долги предприятий», — пояснил он.

При этом решение прокуратуры Чеченской Республики о списании долгов он не поддержал и назвал формой расхолаживания.

«Нужно повышать платежную дисциплину. Списание долгов — это проще всего по принципу „все равно спишут“. Нужно действовать другими путями», — заявил депутат. При этом он пояснил, что если в доме газовое отопление, то закон запрещает компаниям отключать его. На эти цели есть нормативно-правовой акт. Для тех же, кто не может платить предусмотрены методы социальной поддержки.

Между тем, на сайте «Газпром межрегионгаза» напомнили, что в случае неуплаты к абоненту могут применить крайнюю меру и отключить газоснабжение. А после просто подать в суд и платить придется не только за судебные издержки и погашение долга, но и за повторное подключение к газовой трубе.

Реклама

Реклама