28 февраля 2019, 00:01

Новый шаг к восстанию машин? Boeing представил концепцию дрона‐убийцы Loyal Wingman

Читать 360tv в

Авиастроительный концерн Boeing представил на международном авиационном шоу в Австралии макет беспилотного летательного аппарата сопровождения в рамках технической платформы Boeing Airpower Teaming System. Она разрабатывается по заказу австралийского Министерства обороны. Компания утверждает, что первый дрон Loyal Wingman совершит демонстрационный полет в 2020 году. Глядя на проект, невольно вспоминаешь знаменитый фильм «Терминатор» и фигурирующие в нем крылатые машины-убийцы.

В настоящее время военные беспилотники используются в разведке или нанесении ударов по противнику. Однако пока еще они не способны играть роль самолета сопровождения, ведомого в паре истребителей или прикрытия транспортных воздушных судов. В перспективе дроны смогут не только стать защитниками, но и оруженосцами: транспортировать необходимое оборудование и снабжать партнера важной информацией. Это снизит вес и повысит маневренность «лидера».

В данном направлении уже работает компания Lockheed Martin, по заданию ВВС США с 2015 года пытающаяся создать беспилотный истребитель на базе F-16 Fighting Falcon. Организация провела несколько испытаний модифицированных машин, которые были признаны успешными. Теперь свою разработку в этой области представил и Boeing.

Платформа Boeing Airpower Teaming System предполагает создание аппаратов для сопровождения головного самолета на расстояниях до 3700 километров. Они смогут использоваться для транспортировки дополнительного оборудования и вооружения, нести на борту аппаратуру для ведения радиоэлектронной борьбы и разведки. В перспективе разработчики планируют научить свое детище самостоятельно пользоваться ракетами и бомбами.

Размах крыла беспилотника — 11,7 метра. Он будет оснащен системой искусственного интеллекта для выполнения автономных задач и обеспечения безопасности совместных полетов. Стоит отметить, что образец, представленный на международном авиашоу в Австралии, является лишь макетом. Он дает общее представление о внешнем виде будущего самолета на платформе Boeing Airpower Teaming System.

Демонстрационный прототип Loyal Wingman пока еще не построен, и до его возможного первого полета остается не менее одного года. Создавать машину будут на предприятии Boeing в австралийском городе Брисбене.

Во время презентации компания показала демонстрационное видео полета трех перспективных беспилотников совместно с истребителем-бомбардировщиком F/A-18 и самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-7 Wedgetail. По словам командующего ВВС Австралии Лео Дэвиса, от взаимодействия дрона и военного пилота ждут «гибкости и маневренности человека, объединенного со скоростью машины».

«Когда мы соединяем их вместе, мы получаем довольно удивительный результат», — заявил Дэвис.

Boeing также работает и над гражданскими беспилотными летательными аппаратами. В январе нынешнего года компания провела испытания прототипа электрического воздушного такси. В Соединенных Штатах уже прошел его первый полет, который признали успешным.

Подробнее о проекте Loyal Wingman

По данным издания War is boring, ВВС США интересуют новые компьютерные алгоритмы, позволяющие летчикам-истребителям управлять вооруженными беспилотниками из собственных кабин. Цель так называемой инициативы Loyal Wingman состоит в том, чтобы объединить пилотируемые истребители-невидимки пятого поколения с беспилотными версиями более старых самолетов ради повышения их качеств в воздушном бою.

По словам заместителя министра обороны США Боба Уорка, можно взять истребитель четвертого поколения F-16 и сделать его полностью беспилотным, а затем соединить с F-35 в «боевую сеть» для совместной работы. Концепция Loyal Wingman должна работать с любыми самолетами и дронами, которые уже находятся в эксплуатации или пока еще остаются на чертежной доске. Альянс беспилотника и управляемого лидера — это путь в будущее и «это случится».

Исследовательские лаборатории ВВС США инициировали проект Loyal Wingman в середине 2015 года, направив официальный запрос предприятиям аэрокосмической промышленности. Военные уверены, что технологии автономии способны облегчить будущие операции и увеличить возможности работы в опасных условиях.

Идея состоит в том, что дрон может летать впереди пилотируемого истребителя, находя и атакуя цели, не подвергая при этом опасности человека. Беспилотники могут выступать также в качестве наводчиков для пилотируемых самолетов или поражать цели, выбранные пилотом. Пентагон заинтересован и в разработке тяжелого бомбардировщика, модифицированного для атаки объектов, обозначенных экипажами истребителей, которые летят впереди него.

Американские военные уже используют сложные беспилотные летательные аппараты, многие из которых вооружены. В большинстве случаев операторы таких роботов пока находятся на станциях управления на земле и направляют аппараты через спутник.

Армия США уже оснастила некоторые из боевых вертолетов Apache устройствами для управления дронами, чтобы экипажи могли руководить их действиями. По мнению военных, пилоты куда ближе к бою, чем любой наземный оператор, и поэтому находятся в лучшем положении для руководства беспилотным летательным аппаратом.

Та же самая логика применима к концепции Loyal Wingman. Разработчики обеспокоены тем, что в будущих конфликтах искушенный противник сможет блокировать связь на больших расстояниях и подавлять сигналы GPS со спутников, мешая операторам эффективно управлять удаленными беспилотниками.

В концепции Loyal Wingman летчик-истребитель передает команды дронам через безопасную линию связи. Но электронное глушение, которое толкнуло к разработке проекта, может также усложнить общение между пилотом-человеком и его роботом-ведомым. По этой причине военные хотят, чтобы крылатые беспилотники обладали повышенной автономностью, требуя лишь минимального взаимодействия с оператором.

Дрон должен иметь возможность работать без присмотра с земли, без постоянного направления с пилотируемого самолета. Оборудование, обеспечивающее управление, должно полностью находиться в легкозаменяемых автономных контейнерах. В этом случае возможна быстрая установка их на старые самолеты, которые мгновенно превратятся в беспилотники.

Реклама

Реклама