• 01 ноября 2018, 23:01

    Новые камеры появятся на дорогах Москвы. Они отследят непристегнутые ремни безопасности и телефон в руках водителя

    Московские власти объявили конкурс на установку 400 камер фиксации нарушений. ЦОДД планирует оборудовать столичные улицы аппаратами, которые будут фотографировать непристегнутых водителей и любителей посидеть в телефоне за рулем. Как это работает и хорошая ли это идея — в материале «360».

    Сколько это стоит

    Центр организации дорожного движения объявил тендер по установке в Москве 400 дорожных камер. Приборы возьмут в аренду, а обслуживать их будет компания, которая выиграет конкурс.

    Новые камеры появятся на дорогах Москвы. Они отследят непристегнутые ремни безопасности и телефон в руках водителя | Изображение 1
    Источник фото: sneptun/Flickr

    Согласно документации на сайте госзакупок, московские власти заплатят 2,4 миллиарда рублей компании, которая установит камеры в местах повышенной концентрации нарушений и ДТП. Уже в 2018 году власти готовы выделить 240,8 миллиона рублей из столичного бюджета. Затем ежегодные выплаты увеличат до 481 миллион рублей. В 2023 году подрядчику снова заплатят 240,8 миллиона рублей. Когда контракт исчерпает себя, камеры перейдут в собственного города.

    Новые камеры vs старые

    Новые камеры смогут штрафовать водителей за те нарушения, которые ранее могли заметить только инспекторы ГИБДД. Например, непристегнутый ремень безопасности, разговоры по телефону без специального держателя, выезд автомобилиста на перекресток, где образовался затор. Также камеры смогут определять, есть ли шлем у мотоциклиста и пропустил ли водитель велосипедиста. Список состоит из 70 пунктов, но в него включены и нарушения, которые старые камеры также могут различать. Из новых нарушений можно выделить остановку в тоннеле и нарушение ограничения экологического класса.

    Новые камеры появятся на дорогах Москвы. Они отследят непристегнутые ремни безопасности и телефон в руках водителя | Изображение 2
    Источник фото: РИА «Новости»/Руслан Кривобок

    Любопытны также пункты:
    Перевозка груза с превышением разрешенной максимальной массы более чем на 5% ;
    Перевозка груза с превышением разрешенной максимальной массы не более чем на 5% ;
    Перевозка груза с превышением нагрузки на ось более чем на 5% ;
    Перевозка груза с превышением нагрузки на ось не более чем на 5%.

    Старые камеры, которых сейчас в Москве около 1,5 тысячи, таких способностей не имеют. Большинство из них могут лишь ловить гонщиков, которые превышают скоростной режим более чем на 19 километров в час, или торопыг, которые мчатся в будние дни по полосам для общественного транспорта и «выделенкам». Некоторые современные камеры способны определить, выехал ли автомобилист за стоп-линию на светофоре.

    Мнения специалистов

    Координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов в беседе с «360» заявил, что камеры, отслеживающие телефоны в руках водителей, — фантастика.

    «Это все из области фантастики, потому что разрешение матрицы камер, которые сейчас установлены, от двух до пяти мегапикселей», — подчеркнул Шкуматов.

    Камеры установлены высоко, захватывают довольно большие проезжие части, поэтому увидеть телефон в руках водителя и, самое главное, понять, что это именно телефон, и выписать на этом основании штраф. Как камера будет отделять его от телефона на торпеде

    Петр Шкуматовкоординатор «Синих Ведерок».

    С ремнем то же самое. «Еду я в черной куртке, пристегнутый черным ремнем безопасности. Мне штрафы будут выписываться? Или все должны будут ездить только в белых футболках?» — пошутил координатор проекта.

    Все такие инициативы упираются в конкретные кейсы, когда установить достоверно, пристегнут человек или нет, и что он держит в руках, невозможно.

    «Что касается мотоциклистов без шлемов. Теоретически, такая возможность существует. Однако, мне кажется, это будет выглядеть весьма притянуто за уши, потому что все равно должен человек посмотреть на фотографию и определить, действительно ли камера не ошиблась», — отметил Шкуматов.

    Если у вас появилась мысль, что за каждой камерой будет сидеть инспектор, мониторящий все фотографии с камер, то это, по словам Шкуматова, запрещено.

    «Обработка должна происходить в автоматическом режиме, но сейчас хорошо развиты нейронные сети, которые будут понимать: мотоциклист без шлема или в шлеме. Но это сложная история, потому что обычно определяют по наличию лица на фотографии, поэтому камера должна рассмотреть лицо мотоциклиста, а номер у него сзади. Но это возможно. А вот ремень и телефон в руках — это, конечно, пугалка», — считает Шкуматов.

    Такие камеры хотят внедрить для того, чтобы корректнее следить за порядком на столичных дорогах. Однако, по мнению Шкуматова, система работает таким образом, что наказывают всех подряд.

    «Понятно, что обеспечение порядка и слежение за порядком — это одна из функций государства. С другой стороны, лучше не наказать виновного, чем наказать невиновного, а система у нас работает таким образом, что она наказывает всех подряд», — заключил специалист.

    Участник разработок ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман тоже не оценил инициативу ЦОДД. В разговоре с «360» Шухман отметил, что, если такие камеры появятся, их все равно должен будет контролировать человек.

    Контроль соблюдения ПДД — это, конечно, правильно. Но насколько эти камеры будут защищены от ошибок, какое будет обилие материалов для фиксации. Тот же самый телефон камера не увидит. Она просто отметит предмет, который находится около его головы

    Григорий Шухманучастник разработок ГОСТов для дорожных камер.

    «Принципы автоматической фиксации — это выявление события, которое далее трактуется как правонарушение, самим комплексом. Если в этом принимает участие человек, то это ручная [фиксация]. В некоторых регионах несколько лет назад пытались также брать штрафы за скорость, за проезд на красный и анализировать их на наличие ремня, свет фар и так далее. Такие вещи недопустимы», — уверен Шухман.

    Специалист напомнил, что камеры нужны, чтобы контролировать правила дорожного движения. Однако с новыми устройствами это может не получиться. «В дальнейшем эти материалы должен исследовать человек, который должен устанавливать, действительно произошло правонарушение или произошла ошибка, и материал нужно отбраковать», — заключил Шухман.