29 сентября 2018, 02:30

iPhone‐искуситель: история очереди, которой не было

Читать 360tv в

Это выглядело как национальный позор: сотни мерзнущих людей в многодневной очереди за проходной моделью американского смартфона. Но финал истории вселяет оптимизм: впервые москвичи дали понять, что плевать хотели на пиар и хайп вокруг продукции Apple. Колумнист «360» размышляет о неожиданных итогах недельного «стояния за iPhone».

Реклама

Эти кадры напоминают самые позорные перестроечные и постперестроечные годы: бесконечная очередь, дождь, серые лица. Охрипшим голосом один из людей оглашает список стоящих и предупреждает о возможных атаках на очередь. Не хватает только чернильных номерков на руках — вместо них бумажные талоны. И стоят здесь не за отечественной колбасой, а за продукцией, как говорили в советские времена, «вероятного противника».

Ставшая чуть ли не ежегодной традицией очередь за новой моделью iPhone выглядела как триумф бездумного и бездушного консюмеризма. Признаюсь, лично мне было стыдно наблюдать, как в центре нашей столицы молодые люди готовы жертвовать последними деньгами и здоровьем ради обладания сверхдорогим смартфоном, чья неоправданная цена базируется лишь на имидже бренда.

Но в пятницу, 28 сентября, мыльный пузырь лопнул. Очередь внезапно растворилась среди струй осеннего дождя. Только брошенные на тротуар размокшие листы списков напоминали, что она нам не привиделась.Словно спала с глаз пелена, прошел морок и открылась страшная тайна, которая вряд ли придется по вкусу руководству Apple: россияне раскусили последний трюк американской компании, вот уже который год втюхивающей свою продукцию под видом премиальной. Хайпа больше не будет.

Яблоко с привкусом

В августе корпорация Apple стала самой дорогой публичной компанией в истории — ее капитализация превысила один триллион долларов. Это не просто баснословные цифры, но и достаточно весомая часть американского ВВП, а также два миллиона рабочих мест.

У компании весьма характерный логотип: надкушенное яблоко идеальной формы. В этом символе можно разглядеть библейские мотивы, вспомнив, как змей искушал Адама плодом с «древом познания». Чтобы почувствовать этот сатанинский соблазн, не надо глубоко изучать концепцию «яблочных» телефонов и планшетов — достаточно почитать новости.

Все помнят кошмарную историю китайского подростка, обменявшего почку на iPhone и iPad, но это далеко не единственный случай, когда излишне дорогой смартфон разрушал человеческие жизни. Его цена высока даже для развитых стран, где за iPhone могут запросто убить — зарезать или застрелить. В более бедных государствах, люди могут отдать последние сбережения или влезть в неоплачиваемые долги, лишь бы получить эфемерный статус владельца iPhone.

Всегда и везде i-техника была дороже аналогичных моделей других фирм. Тайфуном ворвавшись на рынок мобильных телефонов и электроники, она была мощнее, вместительнее и производительнее конкурентов, но, самое главное, красивее — как настоящая американская корпорация, Apple прежде всего продавала мечту. Покупая iPhone последней модели, человек словно присоединялся к тайному братству. Безупречно строгие формы и цвета этих смартфонов стали масонским знаком, выделяющим их обладателей среди «обычных людей».

Но время безжалостно. Первые модели смартфона и правда были настоящим прорывом и революцией, нынешние «иксы» и «максы» дают чуть больший экран, объем памяти и другие мелкие «перки» — вот, пожалуй, и все.

Финал революции

Практически все эксперты восприняли iPhone с очередным латинским номером без энтузиазма, тем поразительнее была бесконечная очередь возле магазина re:Store на Тверской. В основном молодые парни и девушки мерзли, терпели непогоду и даже пытались поставить палатки, сжимая окоченевшими пальцами заветные талоны.

Над ними смеялась половина интернета, другая половина возмущалась. Практическая польза от обладания последним «яблочным» смартфоном близка к нулю — в нем нет практически ничего нового. Якобы в магазин собирались завезти лимитированную партию «золотых» моделей, но даже этот пиар-ход не слишком удачен: на самом деле золотистый цвет для iPhone XS или XS Max один из трех основных.

Анталогия очереди за Iphone

Однако при более внимательном изучении ситуации корреспонденты «360» выяснили, что большинство участников очереди не собиралось ничего покупать, а всего лишь хотело выгодно продать свой талон перед началом продаж.

Правда, бизнес-план себя не оправдал: любители легких денег мечтали заработать на своих местах сотни тысяч рублей, но нажиться на фанатах «яблока» не удалось практически никому. Видимо, в Москве их далеко не так много, как хотелось бы Apple.

Дальше — лучше. Продажи начались в 9:00, первым в магазине оказался мужчина, который не собирался ничего покупать, но даже он был десятым по списку — остальные просто порвали свои талоны. Первым покупателем вообще стал мужчина с 247-м номером.

Оказалось, что многодневная очередь в лучших традициях постмодерна вовсе и не очередь, а злая ирония над прошлыми достижениями бренда. За первые сорок минут продаж обескураженные продавцы смогли сбагрить всего два iPhone.

Куда же делись все остальные участники очереди? По мнению авторов Telegram-канала «Беспощадный пиарщик», это были статисты, чья цель была создать бесплатную рекламу старту продаж iPhone XS. Доказательств этому нет, но приятно, что москвичи не стали бездумно драться за «ультрамодный» гаджет из США.

Это пусть маленькая, но победа над стереотипом о купающихся в роскоши жителях столицы и удар по репутации Apple. Времена, когда одного этого названия хватало для создания бешеного ажиотажа, кажется, окончательно канули в Лету.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама