07 апреля 2019, 20:22

«Низкая культура катания порождает проблему». Введут ли в России штрафы за неправильную парковку самоката

Читать 360tv в

Власти Парижа ввели штрафы за неправильную парковку электросамоката и езду по тротуару. Как пояснили в мэрии, этот вид транспорта развивает большие скорости и опасен для пешеходов. В России пользование электросамокатом никак не регулируется, несмотря на обращения как активных граждан, так и самих владельцев техники. В ситуации разбирался «360».

Эвакуатор для самоката

Парижские муниципальные работники теперь получили полное право эвакуировать брошенные электросамокаты, а также выписывать нарушителям денежные штрафы. Так, 35 евро (примерно 2,5 тысячи рублей) придется уплатить за парковку в неположенном месте, а за езду по тротуару — сразу 135 евро (10 тысяч рублей). 

Реклама

По информации The Local France, за последний год электросамокаты набрали большую популярность в Париже. В городе работает несколько крупных шеринговых сервисов, которые позволяют взять самокат напрокат через мобильное приложение и оставить его в удобном месте. Если сейчас в столице насчитывается 15 тысяч прокатных велосипедов, самокатов и скутеров, то к концу года власти ожидают, что это число увеличится до 40 тысяч единиц.

При этом вопрос о регулировании парковки двухколесного транспорта остро стоит в Париже еще с 2018 года. Тогда власти города запретили оставлять на тротуарах скутеры и мотоциклы.

«Увеличение в последние месяцы количества прокатных электросамокатов создает ряд проблем, которые следует быстро решать. Езда по тротуарам на них представляет угрозу для пешеходов, особенно пожилых людей и детей. Зачастую хаотичная парковка мешает передвижению родителей с колясками и людей с ограниченными возможностями», — сказали в мэрии Парижа.

В городе почти отсутствуют специальные парковки, в результате пользователи электросамокатов нередко оставляют свой двухколесный транспорт в неположенных местах, например, на газоне, или загромождают переулок. Вместе с тем в городской администрации пообещали уже в этом году оборудовать специальные парковки в оживленных районах Парижа.

Согласно данным госпортала Service-Public.fr, где публикуются действующие акты, гироскутеры, моноколеса, самокаты с мотором официально запрещены для использования как на тротуарах, так и на дорогах общего пользования. По факту легально ими можно пользоваться лишь на закрытых или частных территориях. В то же время «опасное поведение, ведущее к риску для жизни окружающих», наказывается годом тюрьмы и штрафом в 15 тысяч евро (1,1 миллиона рублей).

Однако, как рассказал корреспондент ТАСС, последние месяцы штрафы за езду по тротуарам не выписывают даже тем гражданам, которые едут на полной скорости вдвоем на одном самокате. При этом требование носить каску во время езды существует лишь в виде рекомендации.

Обмен опытом

В России ведение аналогичных правил на данный момент не выглядит целесообразным, сказал в разговоре с «360» замглавы комитета по транспорту и строительству Госдумы Владимир Афонский.

«Чтобы вводить какие-то ограничения, в частности по ПДД, надо вначале изучить дорожную обстановку. У нас пока нет таких данных, что самокаты мешают пешеходам. Мы работаем с активными гражданами, с общественными организациями, автомобилистами. Обращений по поводу того, что движение затруднено или пользователи самокатов мешают пешеходам, их нет», — сказал парламентарий.

Замглавы профильного комитета добавил, что если такие жалобы появятся, то в Госдуме обязательно рассмотрят данный вопрос. Как подчеркнул Афонский, власти стараются создать максимально комфортные условия для всех участников дорожного движения, включая велосипедистов, для которых сейчас активно прокладываются велодорожки.

«Когда будет понимание, что электросамокаты создают угрозу, будем регулировать и этот вид транспорта», — заключил политик.

Штрафы не грозят российским владельцам самокатов в ближайшей перспективе, по крайней мере до тех пор, пока не будет дано определение электросамокату, сказал в беседе с «360» организатор движения городских самокатов Let’s kick Moscow Александр Нилов.

«Сейчас все разговоры о штрафах и наказаниях — это просто сотрясание воздуха. На данный момент электрических самокатов нет в ПДД — они приравнены к обычным. А обычные самокаты по закону — это пешеходы», — пояснил Нилов.

Между автомобилем и пешеходом

Отсутствие регулирования — серьезная проблема, убежден Нилов. Его организация на протяжении четырех лет — каждую осень, после закрытия самокатного сезона, и каждую весну, перед открытием, — предлагает властям решить этот вопрос, однако все заканчивается лишь обсуждением, посетовал организатор Let’s kick Moscow.

«Даже те депутаты, которые предлагают такие инициативы, они далеки от понимания проблемы, что такое самокат. Они бывают абсолютно разные: от детских, на которых малыши катаются во дворе, заканчивая спортивными, по которым проводятся международные чемпионаты. И размер самоката может варьироваться от очень маленького до сравнимого с большим велосипедом. Поэтому прежде чем предлагать какие-то инициативы, неплохо бы разобраться в вопросе», — отметил Нилов.

При этом он признал, что электросамокат может представлять угрозу пешеходам: он развивает достаточно большую скорость (до 25 километров час) и может очень быстро разгоняться в сравнении с велосипедом. Одна из серьезных проблем в этом вопросе — низкий порог входа. Для аренды электросамоката не нужно уметь на нем кататься или предоставлять какие-либо документы.

Кроме того, Нилов отметил крайне низкую культуру передвижения в России.

«Смотрите, что происходит с велосипедами: люди не хотят соблюдать правила и выезжать на проезжую часть — они боятся, и это закономерно. При этом у нас огромное число молодых мам с колясками, которые ходят по велодорожкам. У нас много детей, выезжающих на проезжие части. Общая культура катания у нас низкая, это порождает проблему. В частности, на электросамокатах выезжают на проезжую часть — это абсолютно запрещено, потому что самокат — пешеход», — пояснил Нилов.

Организатор Let’s kick Moscow добавил, что электросамокаты оказались где-то между двух категорий: автомобилисты и пешеходы. При этом на велодорожки во многих странах их тоже пока не пускают.

В Союзе пешеходов России в начале 2019 года предложили электросамокаты с мощностью двигателя более 0,25 киловатта в час приравнять к мопедам с вытекающими обязательствами водителя иметь права категории «М». Однако и здесь вышла серьезная загвоздка. Колеса у этих самокатов малого размера, в то время как стандарты по дорожному покрытию не предусматривают столь идеально ровных дорог. В итоге небольшая ямка в полколеса самоката может обернуться тяжелыми травмами для его владельца, особенно если сзади будут двигаться другие автомобили.

Как рассказал «Российской газете» глава Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ Дмитрий Митрошин, им было поручено изучить все проблемы, связанные с управлением таким транспортом, а также изучить регулирование использования электросамокатов в других странах. Он пообещал, что в 2019 году исследование будет завершено и на его основании можно будет готовить предложения по изменениям в законодательство.

Реклама

Реклама