Никто не сядет за лайк? Как будет работать статья о декриминализации репостов | 360°

16 ноября 2018, 00:40

Никто не сядет за лайк? Как будет работать статья о декриминализации репостов

Читать 360 в

Депутаты Госдумы проголосовали в первом чтении за пакет законопроектов о смягчении статьи 282 Уголовного кодекса России, который также называют «декриминализацией репостов». Соответствующие изменения в закон предложил президент России Владимир Путин после того, как большое количество уголовных дел вызвало ажиотаж в обществе. «360» собрал мнение экспертов о том, что может измениться после окончательного вступления поправок в силу, и как будет работать новая статья Кодекса об административных правонарушениях.

Поправкам — да, амнистии — нет

Внесенные президентом изменения одобрили все фракции парламента. Как сообщил «Интерфакс», во время обсуждения законопроекта депутат Сергей Шаргунов предложил начать проведение амнистии для осужденных по этой статье, так как само понятие «экстремизм» достаточно размыто.

Шаргунов был одним из первых политиков в стране, кто поднимал тему чрезмерной жестокости статьи 228. На «Прямой линии» он обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой о смягчении наказания для осужденных за «экстремизм».

Однако депутаты не приняли решение коллеги Шаргунова. Глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников заявил, что необходимости в амнистии нет, а понятие «экстремизма» прописано в законодательстве очень четко. Он отметил, что новые поправки предусматривают пересмотр уже вынесенных приговоров.

«Если был, как на практике говорят, „букет“, то есть несколько статей вменено, и участвует норма 1 статьи 282 УК, эти приговоры тоже будут пересмотрены», — подчеркнул депутат.

При этом Крашенинников сказал, что именно дел за репосты стало намного меньше после того, как президент сообщил о внесении поправок в закон.

Председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин подчеркнул, что российское законодательство в данной правоприменительной практике еще молодое, но при этом оно совершенствуется.

«Принятие этих поправок — пример для наших зарубежных коллег, у которых действуют более жесткие санкции за неосторожные публикации в социальных сетях», — подчеркнул он.

Внесенные президентом России поправки предусматривают переквалификацию дела, попадающего под первую часть статьи 228 Уголовного кодекса России, с уголовного на административное, но при некоторых условиях. Так совершенное преступление должно быть первым и не угрожать основам конституционного строя и безопасности страны.

Соответствующая статья появится в Кодексе об административных правонарушениях. Она предусматривает наказание в виде штрафа от 10 до 20 тысяч рублей, до 100 часов обязательных работ или 15 суток ареста для граждан и штраф в 250−500 тысяч рублей для юридических лиц.

При этом, если в течение года человек совершит преступление снова, то дело уже будет уголовным, как раз по части 1 статьи 282 УК РФ. Наказание по ней составляют от двух до пяти лет лишения свободы. В последние несколько месяцев по этой статье возбуждались уголовные дела за репосты.

Подгон под статью

Новая статья в Кодексе об административных правонарушениях не приведет к уменьшению количества дел. Об этом в беседе с «360» заявил руководитель международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. Правоохранители также будут самостоятельно решать, угрожает ли основам конституционного строя и безопасности страны та или иная запись в социальных сетях, а судьи все это будут оформлять.

«Будут и те, кто откровенный экстремизм публикует с призывом, ко всяким разным насильственным действиям. А будут те, под кого будут подгонять статью», — пояснил он свою позицию.

Ранее пленум Верховного суда вынес постановление с рекомендациями для судей, которые рассматривают дела об экстремизме. Но, по словам представителя «Агоры», ничего не поменялось.

«Все случаи, все наши дела по ранее вынесенным приговорам, вступившим в силу, все жалобы, направленные в Верховный суд, остаются без удовлетворения. Несмотря на постановление пленума», — рассказал он.

На вопрос о том, действительно ли количество дел по репостам сократилось Павел Чиков ответил, что затрудняется сказать, так как вся информация по этому вопросу находится в руках Следственного комитета. При этом изменения в законодательстве начались всего два месяца назад, так что за это время вряд ли сотрудники этого ведомства специально отслеживали статистическую информацию именно по этим делам.

«Хотя, конечно, специально для Павла Крашенинникова могли конкретно и подготовить соответствующую справку. Но новые уголовные дела по 282 статье возбуждаются, а старые не прекращаются, поэтому говорить о существенном изменении, не глядя в официальную статистику, трудно, а верить словам депутата государственной думы невозможно», — пояснил он.

По его прогнозам количество уголовных дел за репосты продолжится в любом случае, так как единственный сайт, кто занимается тем, что передает силовым структурам информацию о пользователе по их запросам — это социальная сеть «ВКонтакте», которая также продолжит это делать.

Обсуждение и практика

Рост дел по новой статье в Кодексе об административных правонарушениях продлится около полугода, а потом вся система выстроится. Такое мнение высказал в беседе с «360» член Общественной палаты России Константин Комков.

«Здесь вопрос правоприменительной практики. Ну, скажем так, такой разного толкования, разной оценки. А когда будет нормальный объем, то все выстроится», — пояснил он.

Сами изменения в законодательстве он назвал позитивными. Павел Комков отметил, что нужно разделять тех, кто действительно занимается пропагандой запрещенных вещей, а кто просто случайно скопировал картинку или поставил отметку.

«Государству не угрожает один репост. Государству угрожает систематическое распространение информации об экстремизме. Сегодня мы видим увеличение киберопасных групп, которые прогрессируют просто в геометрической прогрессии. Это так называемый кибербуллинг и группы так по распространению наркотических веществ, или группы, связанные с пропагандой суицидальных действий. С точки зрения кибербезопасности — это важно», — заявил он.

Член Общественной палаты пояснил, что ажиотаж вокруг новой статьи неизбежен, но чтобы все это работало должны быть выработаны критерии оценки при помощи общественного обсуждения.

Это интернет, где есть знаковый язык. Как оценить улыбчивый смайл или просто лайк под постом или репостом?

Он рассказал, что в последние несколько месяцев на площадке Общественной палаты этот вопрос неоднократно обсуждался. Одним из последних предложений было увеличить полномочия Роскомнадзора или создать специальный совет, связанный с интернетом.

«Законодательство меняется не быстро, а скорость технологий, новых продуктов — опережает. Поэтому мы здесь не успеваем. Здесь нужно общественное обсуждение и выработка вот этих критериев», — пояснил он свою позицию.

Предложение депутата Шаргунова об амнистии уже осужденных по экстремистской статье он не поддержал, отметив, что каждое дело нужно рассматривать индивидуально. Тех, кто реально подходит под параметры статьи Кодекса об административных правонарушениях действительно должны освободиться. Но есть и те, кто создавал опасные группировки, собирая сообщников в социальных сетях.

«Это пускай депутат Шаргунов посмотрит на тот объем вовлечения в киберопасные группы молодежи. И мне, честно говоря, кажется, что это вреднее. То есть риск, который есть, должен вызывать озабоченность государства и общества, потому что эти группы уже насчитывают миллионы. Керчь — тому показатель», — подытожил член Общественной палаты.

Шаг в сторону здравого смысла

Депутат Госдумы Сергей Шаргунов заявил, что статью 282 использовали постоянно для расправы над неугодными. Такое заявление народный избранник сделал в эфире Национальной службы новостей.

«Идея смягчить эту статью, не делать людей, обвиняемых в экстремизме, автоматом уголовниками, кажется мне существенным шагом в сторону здравого смысла», — подчеркнул депутат.

Он подчеркнул, что после вступления изменения законодательства будут пересмотрены многие дела, которые уже начали рассыпаться на глазах. Шаргунов отметил, что несмотря на обвинительный уклон российского правосудия, принятие такого законопроекта — это настоящий просвет.

Реклама

Реклама