28 июня 2019, 03:45

Nike не пояснил за шмот. Обувь компании отказались продавать в Китае из‐за мировоззрения дизайнера

Читать 360tv в

Компания Nike перестала продавать в Китае свою лимитированную обувь после того, как дизайнер бренда поддержал протесты в Гонконге. Это случилось после того, как Юн Такахаси опубликовал в соцсети снимок протестующих против принятия поправок к закону об экстрадиции, выразив свою поддержку.

Митинги в Гонконге начались в начале июня и проходят под эгидой несогласия с поправками к закону об экстрадиции. Если их примут, то город не сможет выдавать подозреваемых юрисдикциям, с которыми у него нет соглашения об экстрадиции. Например, Тайваню, Макао и континентальной части Китая, сообщил сайт Financial Times. В первые дни волнений на улицы вышли тысячи человек, а 16 июня протестующих было около двух миллионов. Так это выглядело с высоты птичьего полета 26 числа.

Снимок протестующих (не тот, который указан выше) с подписью дизайнера появился в Instagram-аккаунте Undercover и вызвал негативную реакцию со стороны пользователей из Китая, для которых официально эта площадка заблокирована, но доступна с помощью VPN. В записи Undercover говорилось: «Нет экстрадиции в Китай». Студия Юна Такахаси оперативно удалила пост, назвав его ошибкой и личным мнением автора, однако публикации было достаточно, что обувь лимитированной коллекции дизайнера попала в черный список магазинов в Китае. Многие точки сняли продукцию с полок без объяснения причин.

В последние годы объемы продаж продукции спортивных брендов — по большей части Nike и Adidas — растут в Китае быстрыми темпами. Это связано в том числе с появлением в стране моды на спортивную одежду. В 2019 году продажи компании в Китае составили 5,1 миллиарда долларов. Это на 18% больше, чем в 2017 году.

Китайские обиды

Китайцы, как оказалось, довольно обидчивые. В 2018 году Mercedes-Benz дважды извинялся перед клиентами из Китая за то, что в одном из его постов в Instagram появилась цитата далай-ламы, которого китайские власти считают опасным сепаратистом.

В стране также обиделись на бренд Gap, который опубликовал в китайской соцсети Weibo изображение футболки, на которой была карта Китая. Жителей взбесило то, что на карте не было Тайваня, Южного Тибета и Южно-Китайского моря.

Скандал вызвал и ролик Dolce & Gabbana, в котором китайская модель пытается есть пасту и пиццу огромными палочками. Авторы рекламы хотели сделать ее смешной, но их обвинили в издевательстве над китайской культурой и использовании унизительных стереотипов.

«Бессовестный» Nike

Nike не избегает сотрудничества с людьми, публично выражающими свою гражданскую позицию. В 2018 году компания сделала лицом бренда Just Do It Колина Каперника, которого выгнали из футбольной лиги за отказ стоять во время исполнения национального гимна — он был не согласен с расовым неравенством в США.

В том же году разгорелся еще один скандал с участием мужчины, которого впоследствии связали с Nike. В Сети появилось видео, в котором белый молодой человек, находящийся на курорте в ЮАР, сказал: «Не видно ни одного кафра. Чертов рай на земле». Кафр — оскорбительное слово для темнокожих южноафриканцев. Человека на ролике зовут Адам Катцавелос. Как выяснилось, он женат на одной из сотрудниц Nike в ЮАР. К его личному мнению местные жители приплели всю компанию, которой пришлось заявлять, что она выступает за равенство полов, религий, рас или ориентаций.

В начале 2019 года на Nike ополчились мусульмане. Их оскорбило, что эмблема модели Nike AirMax 270 на подошве очень похожа на арабское написание слова «Аллах». Бренд пояснил, что буквы — стилизованный логотип линейки кроссовок, а дизайнеры не хотели оскорбить чувства мусульман. В любом случае сторонники этого вероисповедания сочли линейку «кощунственной». Граждане даже создали петицию, призывающую прекратить поставку кроссовок на мировой рынок.

Похожая история была еще в 1997 году, когда Nike выпустил кроссовки и спортивную одежду, на которых читалось слово «Аллах» в огне. Тогда производителю пришлось отозвать 38 тысяч пар обуви и принести пожертвование мусульманской начальной школе в США.

В июне бренд решил пропиарить бодипозитив, но, кажется, переборщил. В магазине Nike в Лондоне появились манекены не совсем типичного размера. Оказалось, что куклы плюс-сайз нужны, чтобы полные клиентки не чувствовали дискомфорт, находясь в торговой точке.

Реклама

Реклама