07 марта 2019, 17:13

Ни «Корги», ни «Гурвинека». Что стоит за очередным скандалом в российском кинопрокате

Читать 360tv в

Очередной скандал разгорелся в киноиндустрии. Прокатчики российского мультфильма «Гурвинек» и бельгийского «Королевский корги» не смогли договориться об одновременном выходе релизов в прокат. Из-за этого частные кинотеатры заявили, что не будут 7 марта показывать отечественную ленту.

7 марта мультфильм «Гурвинек. Волшебная игра» совместного производства России и Чехии вышел в ограниченный прокат: крупнейшие кинотеатры отказались показывать ленту. Среди бойкотирующих сети «Каро», «Синема Стар», «Киномакс», «Формула кино» и другие. Причиной стал перенос выхода бельгийского мультика «Королевский корги», который также был намечен на 7 марта, сообщил «Коммерсант».

Реклама

Издание отмечает, что прокатное удостоверение «Гурвинек» получил еще в мае 2018 года. Премьера должна была состояться в августе, но один из продюсеров, гендиректор Киностудии имени Горького Сергей Зернов, попросил изменить дату проката. В итоге, отмечает ТАСС, 1 марта прокатчик «Корги», компания «Вольга», получила отказ в прокатном удостоверении и не сможет 7 марта начать показ мультика. Ей предложили выбрать другую дату выхода релиза.

Тогда ни «Корги», ни «Гурвинека»

После этого кинотеатры предупредили замминистра культуры Павла Степанова, что если в прокате не будет «Корги», то «Гурвинека» они показывать не будут. После этого Владимир Мединский объяснил, что в постановлении правительства от 27 февраля 2016 года сказано, что если на одну и ту же дату заявлено два схожих по тематике фильма, то приоритет отдают тому, кто раньше получил прокатное удостоверение. Вместе с тем он призвал продюсеров договориться.

«Обычно такие вопросы мы всегда решаем полюбовно методом переговоров. Я надеюсь, что так или иначе это разрешится, пусть все заинтересованные стороны садятся за стол переговоров и решают. Мы стоим на страже закона», — сказал Мединский. Однако договориться стороны не смогли и Минкультуры предложило «Вольге» другую дату выхода.

Кинопрокатная компания «Вольга» выпустила письмо, в котором заявила, что прекращает борьбу за прокат «Королевского корги» в ближайшие выходные. Прокатчик заявил, что в ближайшее время подаст документы на разрешение начала показов мультфильма 21 марта.

Как сообщила газета «Ведомости», компания поблагодарила кинотеатры за беспрецедентную поддержку и принесла извинения за доставленные проблемы, в том числе с вынужденными изменениями в их расписании сеансов.

Задействовали ресурс

Глава Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин пояснил «360», что подоплека истории кроется вовсе не в приоритете российских лент перед зарубежными. Отечественное кино, по его мнению, достаточно твердо стоит на ногах, чтобы ему «постоянно какие-то костыли подставлять». Тем более неправильно, если это используется для удовлетворения интересов каких-то российских продюсеров.

«Ситуация с „Гурвинеком“ и „Корги“ — это явное использование посредством Минкультуры административного ресурса фактически в личных интересах. Потому что никакой экономики в том, чтобы не дать [удостоверение] „Корги“ ради того, чтобы „Гурвинек“ занял много-много экранов, не было. Это просто пример использования административного ресурса», — подчеркнул Березин.

При этом ничего странного, что Минкультуры сначала сдвинуло релиз «Корги», а затем предложило прокатчикам договориться, Березин не увидел. Ведь юридически, отметил он, история «не очень чистая», то есть законных «оснований отказать в прокатке не было».

«Я думаю, что министр это тоже понимает, поэтому он и призывает продюсеров договориться, а мы, мол, вас поддержим. Обратите внимание, он не пытается доказать, что решение Минкультуры единственно правильное», — отметил он.

Но все уперлось в способность продюсеров «Гурвинека» договориться. Накануне, сообщил Березин, участники переговоров потратили очень много времени, пытаясь это сделать.

Минкультуры диктует не всегда

В беседе с «360» владелец кинотеатра «Эпицентр» и член Ассоциации владельцев кинотеатров Сергей Липов также сообщил, что не видит странности в том, что именно Мединский предложил сторонам договориться. Хотя ранее возглавляемое им ведомство отказало в выдаче прокатного удостоверения «Вольге». Он подчеркнул, что не всегда Минкультуры «диктует», в какие даты российские и зарубежные фильмы стоит выводить на экраны.

«В данной ситуации двое прокатчиков, у которых одновременно выходят схожие картины, в самом деле не могут договориться. Хотя оба мультфильма спокойно бы встали на эту дату и зарабатывали бы деньги. Редко бывает, чтобы одновременно выходили очень крупные релизы, которые отнимали бы друг у друга кассу», — сказал Липов.

Владелец «Эпицентра», как и другие члены ассоциации, участвовал в переговорах и также призывал прокатчиков прийти к согласию, а не отказаться от демонстрации одного из релизов, или назначать их в административном порядке. Липов отметил, что в кинобизнесе, как и в любой другой отрасли, необходима конкуренция. Иначе сфера не будет развиваться, а придет в упадок. В новогодние и школьные каникулы, праздничные дни прокатчики могут заработать больше, чем в другие даты. Именно на это время все стараются поставить свои фильмы. Поэтому, пояснил он, в России действительно существует практика ставить отечественные картины именно на это выгодное время.

Любовь к российскому

Березин подчеркнул, что у российского зрителя должна вырабатываться стойкая любовь к хорошему отечественному кино. Но в кинотеатрах обязательно должно быть разнообразие выбора. Без конкуренции, по его словам, кинопроизводители «заржавеют и засахарятся».

«Конечно, определенный протекционизм существует. Причем не только со стороны чиновников, но на уровне кинотеатров, дистрибьюторов и вообще всего профессионального киносообщества. Российские зрители любят смотреть наше кино», — сказал Березин.

Но, в принципе, добавил он, кинотеатры не выбирают между отечественными и зарубежными картинами. Они выбирают то, что интересно зрителю. И именно поэтому нельзя вводить какие-то автоматические квоты или преференции для российских лент. Важно не навязывать российское кино, а работать над качеством отечественных фильмов и их продвижением, работать со зрителем. 

В 2018 году, напомнил он, доля российского кино на экранах составила 30%. Но обеспечили этот показатель зрители и кинотеатры. Поэтому, уверен Березин, если отечественная лента хорошая, зрители и так с удовольствием ее посмотрят.

Реклама

Реклама