Независимые заправки закрываются в России. Бензин вновь подорожает? | 360°

26 июня 2018, 20:42

Независимые заправки закрываются в России. Бензин вновь подорожает?

Читать 360 в

Владельцы независимых АЗС предложили государству купить у них заправки. На такие меры бизнесмены вынуждены были пойти из‐за «взлета» оптовых цен на топливо и оттока клиентов, которые предпочитают заливать бак на сетевых заправках. Между тем в стране свыше 60% всех АЗС принадлежат частным трейдерам. Приведет ли уход независимых игроков с рынка к росту цен на бензин, разбирался «360».

Правительство должно выкупить независимые АЗС, если не планирует спасать их от банкротства, заявил президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов на круглом столе о проблемах топливного рынка в Торгово-промышленной палате.

Реклама

«Если стране не нужны независимые АЗС, пусть правительство формирует программу их выкупа»,— заявил журналистам глава союза.

По его мнению, к банкротству независимых АЗС в некоторых регионах могут реформы топливного сектора со стороны государства. В частности, непоправимый вред отрасли принесет налоговый маневр, предполагающий снижение экспортной пошлины и рост налога на добычу полезных ископаемых, а также диспаритет розничных и оптовых цен на бензин.

Из-за разницы в цене независимые АЗС уже потеряли часть клиентов, которым теперь выгоднее заправляться на заправках крупных нефтяных компаний, которые могут удерживать более низкие цены, отметил президент союза.

Негативные последствия ценного ралли на топливо уже почувствовали на себе независимые автозаправки в Саратовской области. В регионе порядка 200 АЗС могут закрыться из-за повышения стоимости бензина. Независимые АЗС долгое время держали цены ниже тех, что устанавливали федеральные сети. Однако в апреле тенденции изменились - независимые игроки рынка вынуждены были продавать топливо примерно на два рубля дороже, чем у сетевых конкурентов. В результате 7% заправок в регионе уже находятся на грани банкротства.

Дело в том, что данный момент независимый сектор топливно-заправочного комплекса находится в неравных конкурентных условиях, отметил в беседе с «360» генеральный директор компании «ФСК» Юрий Зуев. По его словам, нефтяники поставляют топливо своим дочерним заправкам по корпоративным ценам, в то время как частные трейдеры покупают горючее исходя из его биржевой стоимости.

«Скидка по корпоративным поставкам может доходить до 9 – 10%, что существенно бьет по независимым трейдерам, которые покупают топливо на бирже. Получатся, что частные игроки не могут купить бензин дешевле, что может привести к оттоку клиентов и банкротству. Чтобы избежать таких перекосов, государству нужно следить за торгами на бирже, поскольку бывают случаи, когда нефтяные компании продают друг другу топливо по заниженным цена, искусственно создавая дефицит предложения », - рассказал Зуев.

При этом оптовые цены после бурного роста весной постепенно начинают снижаться. Так, с начала июня стоимость тонны бензина марки Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже упала на 6,7% до 50 349 рублей, а марки Аи-95 – на 7% до 51 620 рублей.

Сотня за литр

Согласно данным НТС, в России около 15 тысяч заправок (60% от общего числа) принадлежат независимым трейдерам. В случае ухода частных сетей с рынка государство не дополучит 165 миллионов рублей в виде налоговых отчислений. Кроме того, из-за банкротства независимых АЗС крупные сети начнут диктовать свои цены на топливо, а стоимость литра бензина может взлететь до 100 рублей уже концу года, говорят в союзе.

Впрочем, опрошенные «360» аналитики уверены, что даже возможный уход независимых трейдеров не приведет к резкому росту цен. По мнению, Юрия Зуева, если государство продолжит регулировать рынок в ручном режиме, то цены останутся в прежнем диапазоне. «Если не будет дефицита предложения на биржах, то стоимость литра топлива закрепится на текущем уровне», - уверен эксперт.

Причем именно за счет работы на рынке федеральных сетей АЗС цена на топливо растут не столь быстрыми темпами, уверен старший аналитик по нефтегазовому сектору Райффайзенбанк Андрей Полищук. По его словам, крупные АЗС не могут быстро повышать цены на топливо, иначе их деятельностью заинтересуется сотрудники Федеральной антимонопольной службы (ФАС). « В этом году не стоит ждать значительно роста цен на бензин, поскольку его стоимость и так опережала инфляцию. При этом в уже в следующем году стоимость горючего поползет вверх из-за снижения акцизов», - добавил собеседник «360».

Пока цены на бензин демонстрируют положительную динамику. Так, к 25 июня в Москве дизельное топливо подешевело на 0,24% до 44,28 рублей за литр, а бензин Аи-92 – на 0,7% до 42,28 рублей за литр. В натуральном выражении они подешевели на 11 и 30 копеек соответственно.

При этом в Московском регионе цены у независимых продавцов были даже ниже, чем у федеральных сетей. Сильнее всего за минувшую неделю снизила цены компания «Вемес» а также компания «Тиса» (3 АЗС): на Аи-92 – там бензин подешевел в среднем на 30—40 копеек. Цены на заправках «Лукойла», «Роснефти», «Газпром нефти» и «Татнефти» с начала июня не менялись, следует из данных аналитического агентства «Аналитика товарных рынков».

Реклама

Реклама