Колхозный фолк: зачем поп-звезды снимают клипы про «быдло»? | 360°

17 июля 2019, 22:30

Колхозный фолк: зачем поп-звезды снимают клипы про «быдло»?

Читать 360 в

Страшно одетые женщины с лишним весом, вечно пьяные деревенские жители и омерзительные на вид гопники — Youtube захлестнула волна клипов в новом стиле. Они выпущены такими звездами, как Егор Крид, Александр Ревва, Александр Гудков. Это новое слово в искусстве или очередная ступень деградации отечественной попсы? Разбирается колумнист «360».

Недаром первая половина июля оказалась такой пасмурной — новые музыкальные клипы появляются как грибы после дождя. Четыре крупные звезды вдруг одновременно решили «пойти в народ» и всего за неделю выпустили три близких по духу хита.

Реклама

«Никаких больше вечеринок» от проекта Cream Soda стоит несколько особняком: это мистический триллер, в котором любители рыбалки выступают лишь одним из двигателей сюжета в стиле Лавкрафта с жертвоприношениями и загадочным существом из воды. Но даже в нем главными героями сделаны обычные россияне, так непохожие на обычных героев популярных клипов — топ-моделей обоих полов в модной одежде.

Еще сильнее это заметно в «Алкоголичке» Реввы-Пирожкова и «Сердцеедке» Егора Крида, сделанной вместе с Ильей Шабельниковым (блогер и юморист Satyr). Здесь практически все мелькающие в кадре персонажи — это крупные женщины, пьющие пенсионеры, разбитные хулиганы и веселые колхозники, ничуть не напоминающие пафосных эстрадных артистов.

Неужели шоу-бизнес сошел с ума и встал с ног на голову? Есть более рациональное объяснение: сама жизнь гонит поп-звезд в поисках сюжетов из духоты ночных клубов в российскую глубинку, долгие годы остававшуюся терра инкогнита массовой культуры.

Встреча двух миров

Этот феномен еще требует описания, ждет антропологов, социологов и историков, которые расскажут о зарождении новой массовой культуры в России. В девяностые и начале нулевых россияне активно потребляли продукцию, созданную профессионалами, настоящими акулами, много лет плававшими в сточных водах шоубиза. Однако с ростом популярности интернета и видеохостинга Youtube народный выбор все чаще падал на любителей, никогда не учившихся не то что пению или танцам, но даже обычным манерам.

С одной стороны, Youtube трансформировал вкусы миллионов россиян, с другой — трансформировался сам, позволив новым лидерам мнений нарушать границы приличия, которые никогда не пересекались что на отечественной сцене, что на телевидении. Именно так на медийной орбите появились популярный блогер Амиран Сардаров, пранкер Николай Соболев и комик Юрий Хованский — они делали то, что не могли себе позволить «серьезные» селебрити, и в итоге собрали аудиторию в несколько миллионов человек.

При чем тут новые клипы Реввы и Крида? Связь самая прямая: чуткие к колебаниям трендов поп-звезды стремятся вырваться из гламурного и прилизанного мира официальной эстрады в растущую сферу развлечений, порожденную интернетом и социальными сетями. Пусть она и росла как сорная трава, зато является самым неискаженным отражением народных вкусов и предпочтений.

Летняя волна деревенских клипов не породила ничего оригинального — первопроходцем нового поп-жанра стал Филипп Киркоров. Некоронованному королю российской эстрады уже много лет удается бежать впереди паровоза трендов. В этот раз он снова обогнал толпу со своим «Цветом настроения синим», где примерил на себя образ блатного хулигана, устраивающего погром в магазине и показывающего «фак» молодежной рэп-звезде Гнойному.

Авторы «Сердцеедки» в точности копируют эту успешную модель, помещая на пути Крида то Сатира в образе плохого парня, то Данилу Поперечного в образе хорошего. Ревва же вовсю использует социальный капитал блогера Олега Монгола, чью популярность можно объяснить одним коротким словом: «фрик».

Свежие образы

Можно прогнозировать, что совместные работы звезд эстрады и популярных в интернете блогеров скоро станут обычным делом. Правда, пока плод их труда похож на поведение отличника из хорошей семьи, впервые попавшего в компанию уличной шпаны и старательно копирующего поведение хулиганов. «Тяжело тебе придется, сынок», — говорит пенсионерка Криду в клипе, и ей безоговорочно веришь.

Но в тоже время, не будучи заметными в музыкальном плане, фолк-клипы помогают хотя бы в визуальном плане создать нечто колоритное и далекое от набивших оскомину переделок западных рэп-роликов с дорогими автомобилями и полуголыми моделями.

Пусть временами и кажется, что было решено экранизировать все стереотипы об эталонном быдле — людях низкой социальной ответственности: дородные, пьющие и матерящиеся герои сюжетов в жанре «колхозный фолк» выглядят совсем не обидно. Это скорее дружеский шарж, чем злая пародия.

«Неформатные» персонажи с пивными животами и в растянутых трениках становятся своеобразными провожатыми музыкантов в мире, который они привыкли видеть лишь мельком, стремительно проносясь к загородной резиденции. Они, конечно, не похожи на типичных пользователей Youtube, но являются героями популярных среди них роликов, скетчей и мемов.

Не стоит забывать, что лучшим экспертом по удачному воплощению и обыгрыванию стереотипов об обычных россиянах остается Сергей Шнуров, чьи клипы стали эталоном подобной стилистики. Однако у него в ближайших планах озвучка мультфильма и телешоу «Форт Боярд». Возможно, пришло время новых талантов? Поймем уже в ближайшее время.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама