• Порочное волшебство: кто и зачем борется с джиннами в наше время

    Для одних они любимые персонажи, для других страшные чудовища, тайно овладевающие человеком. Вера в джиннов может принести богатство, но также стать причиной страшных издевательств и смерти. О самых известных духах Востока и тех, кто с ними борется, рассказывает колумнист «360».
    Порочное волшебство: кто и зачем борется с джиннами в наше время

    Эта история началась довольно обыденно. Мой друг-репортер прислал ссылку и краткую аннотацию: «Посмотри, какая жесть». Недолго думая, я кликнул по ссылке и словно провалился в другой мир. Мир, где среди людей бродят невидимые порождения чистого огня, способные подчинять нас своей злой воле.

    Портал в мир духов

    Они рычат, воют, бьются в конвульсиях и говорят разными голосами — так выглядят люди, якобы находящиеся во власти злых духов. Их часто связывают, накрывают с головой простынями или же просто крепко держат за руки и ноги, пока мулла читает Коран, пытаясь одолеть соперника с помощью имени Аллаха.

    Так выглядит изгнание джиннов, подчас больше напоминающие издевательства на людьми с больной психикой. Иногда эти обряды записывают на видео — они становятся хитами YouTube. Хотя хостинг недавно объявил войну фейк ньюс и некачественному контенту, на этих роликах часто даже нет ограничения по возрасту и они легко находятся по ключевым словам.

    Хотя смотреть на них может быть тяжело и неприятно, у подобного контента есть свой зритель. Особо «зрелищные» ролики набирают сотни тысяч просмотров и сопровождаются тысячами эмоциональных комментариев. Если верить их авторам, многие из них безоговорочно уверены, что демоны представляют реальную опасность для мира людей. Точнее, не какие-то демоны, а самые настоящие джинны — те самые, которые давно стали частью нашей культуры благодаря «Старику Хоттабычу» и «Аладдину».

    Порочное волшебство: кто и зачем борется с джиннами в наше время | Изображение 1
    Источник фото: Wikipedia

    Книжный и киношный образы были взяты из восточных сказок вроде знаменитой «Тысячи и одной ночи», но история джиннов куда более древняя. Археологи, специализирующиеся на Ближнем Востоке, полагают, что этим созданиям поклонялись еще язычники, населявшие древнюю Пальмиру: их считали своего рода божествами и даже совершали жертвоприношения.

    Все же первые письменные упоминания о джиннах обнаруживаются в главной священной книге мусульман. В Коране подробно изложена история духов, сотворенных Аллахом из чистого пламени. Согласно этому и другим описаниям джиннов в исламе, изначально эти существа не были злыми и даже стали первым населением Земли.

    «Есть две точки зрения на проблему исламского экзорцизма: собственно исламская и религиоведческая. Джинны упоминаются в Коране и Сунне. <…> Существуют джинны-мусульмане и джинны-многобожники, добрые джинны и злые. Говоря современным языком, это параллельная человечеству и невидимая ему духовная цивилизация», — рассказывал РИА «Новости» религиовед Всеволод Золотухин.

    С традиционной точки зрения больше всего вредят человеку плохие джинны-шайтаны. Именно эти злые близнецы сугубо положительных джиннов из мультфильмов, выскакивающих из лампы и выполняющих любые прихоти человека, якобы обладают даром вселяться в живые существа. Если верить рассказам о них, такие духи используют людей и животных как сосуд для своей темной силы, подчиняя себе их тело и разум. Причем они делают это не только из вредности, но и из любви. Джинны, как и люди, могут заводить семью и иметь детей с представителями своего рода, но порой словно лишаются разума и желают овладеть женщиной из плоти и крови.

    Отсюда возникает потребность в экзорцизме — изгнании зловредного джинна обратно в его невидимое царство. Официальный ислам признает для этих целей только чтение стихов Корана и молитв пророка Мухаммеда, все остальные методы считаются колдовством.

    К сожалению, доступные на YouTube видеозаписи обрядов изгнания доказывают, что люди нередко идут за помощью к народным целителям, среди которых попадаются не только откровенные шарлатаны и мошенники, но и настоящие секс-маньяки.

    Монстры в человеческом обличье

    После распада СССР на его территории начали набирать прежнюю силу институты традиционных конфессий. Вокруг них, словно сорняки вокруг живых цветов, начали процветать всевозможные экстрасенсы, колдуны и целители.

    Никуда не делись они и в наше время — только в Таджикистане занимаются промыслом не менее 5000 «народных целителей». Многие из них называют себя муллами, хотя не имеют даже базовых знаний об исламе. Зато на все, от банальной болячки до козней нечистой силы, у них найдутся свои заклятие либо амулет. Говорят, даже крупные бизнесмены и политики часто прячут под одеждой заговоренные обереги-тумары.

    Побудительный мотив у самопальных колдунов простой — деньги и статус в обществе. В одной из беднейших стран Средней Азии они подчас зарабатывают тысячи долларов и, что не менее важно, считаются уважаемыми мудрецами, чье слово ценится на вес золота. До какой степени наглости доходят эти «муллы-колдуны», можно понять по новостям из местных СМИ.

    На прошлой неделе в Таджикистане поймали с поличным шарлатана-экзорциста. «Мулла» Рахмутулло с говорящей кличкой «Девона» (Безумец) был разоблачен в ходе операции правоохранительных органов. На кадрах скрытой съемки видно, как Безумец раздевает клиентку и пытается ее соблазнить. За домогательства ему придется отдать огромную по местным меркам сумму — три тысячи долларов.

    Это весьма распространенная практика — псевдоцелителям мало развести своих доверчивых жертв на деньги, им охота еще и поглумиться. Пришедших к ним женщин они раздевают, щупают, рисуют на их обнаженных телах заклятия и даже вставляют в интимные места шланги, якобы для чтения заклинания. Попадаются среди магов и настоящие уроды. Некий Сулаймон Саъдиев растлевал детей, которых к нему приводили сами родители в надежде, что негодяй поможет изгнать из них джиннов, пишет издание «Sputnik Таджикистан» и приводит еще несколько вопиющих случаев.

    Порочное волшебство: кто и зачем борется с джиннами в наше время | Изображение 2
    Источник фото: Wikipedia

    Настоящий гарем из наложниц создал «шейх Тимур» (Саидмахдихон Сатторов), провозгласивший себя последним пророком ислама — этот почтенный с виду старец организовал тоталитарный культ в одной из таджикских деревень. Конец его оказался довольно бесславным: лжепророка бросили за решетку, где ему отрубили голову поднявшие бунт религиозные фанатики.

    Надо отметить, что как раз искренние фанатики гораздо хуже жуликов. Одно дело лишиться какой-то суммы денег, другое — жизни. В 2013 таджикский «экзорцист» изгонял джинна из юноши с помощью палки и ножа — в итоге его жертва испустила дух. Это не единственный случай такого рода.

    Осенью прошлого года в Азербайджане такой же нелепой смертью погиб душевнобольной парень. Он умер от болевого шока в ходе «сеанса лечения», который заказал его собственный отец. Чтобы излечить своего отпрыска от приступов буйства, он обратился к мулле, который лечил с помощью традиционного чтения Корана. Когда это не помогло, мужчина пошел к другому целителю, практиковавшему изгнание джиннов с помощью избиения палками. В итоге юноша погиб, а за его убийство задержали пять человек.

    Тьма рядом

    Наверное, стоит подчеркнуть, что автор не только не верит в одержимость джиннами, но и считает подобные суеверия крайне вредными. Если бы врачи осмотрели жертв экзорцистов, то, вероятнее всего, обнаружили бы психические заболевания, требующие грамотного лечения.

    Однако нельзя огульно обвинять в невежестве людей, обращающихся к «бесогонам». Недоверие к официальной медицине и науке часто обуславливаются целым комплексом объективных причин. Кроме того, не будем забывать, что вековые традиции, связанные с потусторонним миром, существуют практически в каждом обществе. В христианской среде испокон веков развивается собственная традиция экзорцизма.

    Католики, чьих священников Голливуд сделал главными борцами с демоническим вторжением в наш мир (фильм ужасов «Изгоняющий дьявола» в свое время перевернул киноиндустрию), превратили экзорцизм в настоящую науку. Для борцов с духами есть и специальные факультеты повышения квалификации, и даже своя организация — Международная ассоциация экзорцистов.

    В православии по данному вопросу нет единого мнения. Некоторые священники призываются с крайней осторожностью выискивать дьявольские козни там, где речь может идти о приземленных вещах вроде шизофрении или истерики. Однако есть и обратное мнение, что темная сила способна оказать страшное влияние на сознание человека. В монастырях и церквях, где проводятся обряды изгнания бесов, часто не протолкнуться от желающих принять участие в ритуале.

    Большой скандал в марте 2017 года вызвала экскурсия четвероклассников элитной екатеринбургской гимназии в Среднеуральский женский монастырь, совпавшая с сеансом изгнания бесов. Школьники были страшно напуганы необычным зрелищем: «одержимая» девочка лаяла и подражала мужскому голосу.

    Это лишь один из примеров реально существующий проблемы. Заключается она в том, что научное мировоззрение с традиционным до конца примирить так и не удалось, поэтому определенное трение неизбежно. Оно выражается не только в отношении к экзорцизму, но и к другим неоднозначным вещам вроде конспирологии и антинаучных теорий (противопрививочное движение, ВИЧ-диссидентство), которые получили второе дыхание в век цифровых технологий и соцсетей.

    Я не могу смотреть видео «изгнания джиннов» без внутреннего содрогания, а для кого-то они становятся еще одним доказательством существования сверхъестественного — хотя на них нет ни левитации, ни телекинеза, ни других явлений, которые нельзя объяснить естественными причинами.

    Стоит ли запрещать подобные видео и бороться с ними, как большие IТ-корпорации поступают сейчас с конспирологами вроде Алекса Джонса и ему подобных? Цензура в любом случае остается цензурой и при излишнем нажиме начинает только увеличивать популярность запрещаемого контента.

    Что же делать? Простого ответа не существует. В конце концов, отчитка в церкви лучше, чем самостоятельный экзорцизм. Совсем недавно за него была задержана жительница Нижнего Новгорода, «изгонявшая» чертей из собственного сына с помощью хоккейной клюшки и лошадиных доз «Димедрола».

    В остальном, по моему скромному мнению, остается положиться только на прогресс. От засилья джиннов и бесов нас могут спасти качественная медицинская помощь и рост общего уровня образования.

    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.