16 октября 2018, 15:24

Самолеты получат сердце «Кортежа»

Читать 360tv в

Минпромторг намерен найти способ переделать двигатели от российских автомобилей линейки «Кортеж» в моторы для самолетов. Если исследования окажутся удачными, то через полтора года проект перейдет на стадию опытно-конструкторских работ. А затем отечественные инженеры представят демонстрационный вариант двигателя. Гендиректор ЦИАМ рассказал «360», насколько высок шанс реализовать подобный проект.

Проект носит кодовое название «Адаптация». Им займется Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова. Гендиректор ЦИАМ Михаил Гордин рассказал, что контракт с Минпромторгом уже подписан.

Реклама

ФГАМ НАМИ вместе с Porsche Engineering разработал линейку модульных двигателей для автомобилей семейства «Кортеж». Самый новый и мощный — четырехтурбинный V12 с системой изменения фаз газораспределения и непосредственным впрыском топлива. Его объем 6,6 литра, мощность — 850 лошадиных сил, а крутящий момент — 1320 ньютонов на метр.

Основной целью «Адаптации» станет поиск конкретных узлов автодвигателя, при замене которых мотор сможет поднять в воздух самолет. Это необходимо, чтобы снизить стоимость дорогих авиадвигателей за счет относительно невысокой себестоимости крупносерийных автомобильных движков.

Проект «Адаптация»

Гендиректор ЦИАМ Михаил Гордин рассказал «360», что шанс превратить автодвигатель в мотор для самолета довольно высок. Такие работы в России проводились и раньше. Предпосылкой для исследований стало создание мотора для «Кортежей».

«Характеристики двигателя таковы, что потенциально из него можно сделать авиационный. Многие агрегаты придется заменить. Просчитать его для применимости в авиации. Но основная предпосылка — создание нового двигателя для „Кортежа“», — пояснил Гордин.

Кроме того, проект могут распространить и на другие создаваемые в России двигатели. Их делают большими сериями, поэтому себестоимость невелика. Авиадвигатели — другое дело: они штучные или мелкосерийные, поэтому дорогие. И если получится разработать грамотную методологию превращения, то можно будет производить относительно дешевые авиадвигатели, что послужит толчком для малой авиации. Тем более, подчеркнул Гордин, в мировой практике примеры есть.

Работы по проекту

По словам директора ЦИАМ, пока такие двигатели может производить Уральский завод гражданской авиации. Когда будет заключен договор с компанией, нужно будет создать опытно-конструкторскую разработку (ОКР), на что потребуется два-три года.

«Наши исследовательские работы будут идти до конца следующего года. В рамках этой части мы должны в том числе сделать демонстратор. Чтобы показать, какие работы нужно будет выполнить, если примут решение делать ОКР», — сказал Гордин.

Если к концу 2019 года в ЦИАМ подтвердят возможность такого превращения, то время от разработки двигателя до момента его сертификации может занять два-три года. Но создание ОКР зависит от наличия конкретного заказчика с его требованиями.

Двигатель, который используется в «Кортеже», это пример.

Та методология, которую мы будем разрабатывать, будет применима к большинству автодвигателей. А дальше можно будет выбирать из линейки мощности: например, взять двигатель «Кортежа» — их в семействе несколько. Мы просто хотим взять один полностью испытанный и готовый мотор и на нем все отработать», — уточнил Гордин.

В обход мира

Историк авиации Николай Бодрихин скептически отнесся к идее Минпромторга. Эксперт рассказал «360», что превратить автодвигатель в авиационный можно. И наладить серийное производство таких моторов тоже реально. Однако, по его словам, это затратно и трудоемко из-за того, что авиадвигатели — высокооборотные, неэкономичные, изготавливаются из особых материалов.

Авиадвигатели примерно втрое тяжелее и гораздо мощнее автомобильных: несколько тысяч лошадиных сил. К тому же в последнее время предпочтение отдается реактивным двигателям. Если бы такой движок поставили на лимузин Aurus Владимира Путина, он попросту сжег бы следующие за ним машины сопровождения.

«У этих двигателей практически во всем есть принципиальные отличия. Разнятся точность изготовления, емкость „рубашек“ для водяного охлаждения и все остальные нюансы. Для авиадвигателей используются другие технологии. Я понимаю, что они (ЦИАМ — прим. ред.) хотят ими воспользоваться, но это неправильное, с моей точки зрения, решение и ни к чему хорошему не приведет», — добавил Бодрихин.

Авиационный эксперт Павел Федюнин рассказал «360», что подобную разработку уже показали две иностранных компании — немецкая Thielert Ctnturion и австрийская Austro engine. Они построили двигатель для легких летательных аппаратов типа самолета ДА-42 на базе современного автомдобильного вигателя в классе мощности 160-180 л. с. Моторы получили сертификацию по европейским, американским и российским стандартам.

«Нишей авиационных поршневых двигателей на сегодняшний день является мощностной диапазон до 500 л. с., в котором они конкурентоспособны с газотурбинными двигателями. В проекте речь идет о проведении научно-исследовательской работы по возможности адаптации автомобильного двигателя, выполненного по современным технологиям с учетом требований и условий эксплуатации двигателя в авиации (нагрузок, запасов прочности, надежности). Соответственно, будет рассмотрен комплекс мероприятий и технических решений, связанных с доработкой или созданием новых узлов и систем (редуктор, система управления), обеспечивающих выполнение требований авиационных правил», — объяснил Федюнин.

Реклама

Реклама