20 января 2017, 13:52

"Немыслимая стоимость аренды": мифы о наценках в кафе в аэропортах

Читать 360tv в

-

Федеральная антимонопольная служба вновь возьмется за точки питания в аэропортах, об этом сообщил глава ФАС Игорь Артемьев. Пассажиры жалуются на завышенные цены в кафе и ресторанах. После прошлой проверки ФАС оштрафовала «Шоколадницу» и «Кофе Хаус».

Реклама

Телеканал «360» обзвонил сети общественного питания, которые представлены в аэропапортах, и узнал политику ценообразования (откровенные интервью дали владелец «Теремка» и представитель Шереметьево). Так же мы выяснили стоимость арендной платы и логистики (ведь, например, доставить продукты в зону международного вылета — целая история). В итоге удалось ответить на вечный вопрос: почему ждать самолет за чашкой капучино так дорого, и кто в этом на самом деле виноват.

Сколько стоит аренда и какой % берет аэропорт

Чтобы магазину или кафе открыться в здании аэропорта, мало одних денег и желания. Авиагавани проводят конкурсный отбор, так называемую «преквалификацию». При этом компаниям предъявляются жесткие условия работы.

Мы три раза участвовали в тендерах на работу в Домодедово и каждый раз отказывались, потому что это какие-то совершенно немыслимые цифры аренды, и для того, чтобы окупать это, я даже не знаю, какие цены нужно делать, но это вопрос к аэропорту. А вот в Шереметьево у нас — два кафе  — основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров.

Условия работы в Шереметьево более прозрачны, они не скрываются и размещены на сайте аэропорта. Например, все тот же «Теремок» платит за одно из помещений в 61 квадратный метр 250 долларов за «квадрат» в месяц без НДС. По усредненному курсу получается 915 тысяч рублей за четыре недели, а с налогами — более миллиона.

Для сравнения, помещение аналогичного назначения и площади у метро «Третьяковская» обходится в 400 тысяч рублей в месяц, то есть более чем в два раза дешевле. Но и это не все траты.

«Арендаторы торговых площадей и помещений под точки общественного питания выплачивают аэропорту Шереметьево процент от прибыли, он индивидуален — от 15 до 23%», — сообщает Дарья Рудовская, специалист службы брокериджа (посредничества при аренде) международного аэропорта Шереметьево.

Также стоит учитывать, что растут затраты на, например, доставку персонала до терминала, а также сам процесс снабжения продуктами, особенно, если речь идет о международном терминале после зоны паспортного досмотра. Таким образом, дополнительные затраты на содержание ресторана в аэропорте и высокая степень аренды практически обнуляет возможную прибыль при расчете, что сетевой ресторан будет устанавливать стандартные для Москвы расценки.

Ценообразование и мифы о нем

Разумеется, ни прибыль, ни даже размер среднего чека владельцы заведений не разглашают — коммерческая тайна. Однако в секрете политику ценообразования не держат. Управляющий сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров рассказал о том, как работает система, и о мифах, которые существуют в этой области.

Миф № 1: низкая цена компенсируется потоком покупателей

«Если мы просто установим средние по Москве цены при стоимости аренды в аэропорте, заведение будет убыточным. Есть еще такое заблуждение, что при снижении цены почему-то начинается рост оборотов. Но это разные стратегии, и при этом сценарий снижения цен должен быть невероятно серьезным. Этот формат называется „дискаунтер“, он есть и в ресторанном бизнесе. Например, BurgerKing, KFC и McDonalds — это дискаунтеры. Например, в McDonalds цена на „бигмаг“ в нашей стране — одна из самых низких в мире, дешевле только на Украине. В Америке он стоит 270 рублей, а в России — 130. В этом сегменте, естественно, никто с ними конкурировать не может. Если мы снизим цены до уровня дискаунтеров — это будет сразу же переход на другое качество продуктов, мы так не хотим», — рассказал телеканалу «360» основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров.

Миф№ 2: заведение в аэропорте — имиджевый проект

«Все эти разговоры про имидж очень быстро заканчиваются, когда предприниматели сталкиваются с реальностью. Я в подобный „имидж“ не верю, мы ориентируемся лишь на окупаемость и инвестиции, и цены мы выставляем исходя из ставки аренды. Если нас начинает арендодатель „душить“, мы вынуждены делать цены выше, иначе не сможем платить зарплату, ту же самую аренду и так далее», — объясняет владелец сети ресторанов «Теремок».

Реальность

«Какой бы бизнес-план ни был, стоимость приходится корректировать во время работы, исходя из реальных оборотов и их взаимоотношений со стоимостью аренды. У нас около четырех линеек цен существует, и в отдаленных районах Москвы прайс самый низкий, так как и аренда дешевле. В аэропортах у нас линейка цен самая высокая, как на городских фестивалях. Цены на напитки сильно не повышаем, серьезная наценка только на еду. В терминалах у нас наценка в 30−40% по сравнению с минимальными», — рассказывает основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров.

Так кого наказывать?

Предприниматели не могут работать себе в убыток, это противоречит законам бизнеса. И из-за высокой стоимости аренды им приходится повышать цены. Таким образом, претензии антимонопольной службе и пассажирам стоит предъявлять, скорее, воздушным гаваням.

«Аэропорты понимают, что, с одной стороны, очень высокая проходимость, с другой — у пассажиров не будет альтернативы в рамках терминала или зоны вылета, и, разумеется, аэропорты диктуют свои цены. И я думаю, что в итоге и ФАС придет к этому умозаключению. В целом, я считаю, что самой адекватной историей было бы снижение стоимости аренды во всех аэропортах. Именно на это стоит обратить внимание, тогда бы, естественно, по закону конкуренции опустились бы и цены», — считает Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров и преподаватель Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ.

Сейчас же по результатам проверки кафе на территории аэропортов грозят штрафы до одного миллиона рублей, а если предпринимателей уличат в сговоре при ценообразовании, то каждого могут оштрафовать на 15% от объема продаж.

Дарья Дементьева

 

Реклама

Реклама