21 мая 2019, 19:31

Нефть давит на горючее. Почему бензин на заправках опять подорожает?

Читать 360tv в

За последний месяц бензин на сырьевых торгах подорожал на 20%. Причинами ценового ралли стали рост нефтяных котировок на мировых площадках и дефицит бензина на российском рынке, считают аналитики. Нефтяные трейдеры уже бьют тревогу и просят правительство повлиять на ценообразование. Стоит ли ждать повторения кризисного сценария весны прошлого года, когда бензин дорожал в пять раз быстрее инфляции, разбирался «360».

С 15 апреля по 15 мая цена бензина марки АИ-92 выросла на 23%, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. За месяц биржевая стоимость литра топлива АИ-92 увеличилась на 8,5 рубля — до 36,6 рубля. В сегменте более дорого топлива рост менее интенсивен: за месяц марка АИ-95 прибавила в цене примерно 18% и выросла до 38,2 рубля за литр. Причем самый резкий скачок произошел на торгах в прошлую среду, 15 мая. Тогда за день котировки подскочили сразу на 5-6%.

Реклама

Вслед за биржевыми потянулись вверх и цены в мелком опте. В Саратовской области за это же время стоимость литра АИ-92 выросла на 11%, АИ-95 — на 10%, а летний дизель прибавил 2%, рассказали «360» в Национальном топливном союзе. Похожая динамика наблюдается во всех регионах, говорит президент организации Павел Баженов.

По его мнению, в росте цен виноват демпфирующий механизм, который ранее успешно контролировал ситуацию на топливном рынке. Когда нефтяная компания принимает решение, куда поставить товар — на экспорт или внутрь страны, она ориентируется на так называемые ценовые индексы — биржевые котировки и нетбэк (это экспортная цена минус налоги и транспортные издержки).

Если выше нетбэк, то нефтяникам выгоднее поставлять товар на зарубежные рынки, если биржевые цены — то распространять его внутри страны, объясняет Баженов. При этом уже второй месяц подряд нефть на мировых сырьевых площадках торгуется выше 70 долларов и продолжает расти. «В апреле разрыв между показателями достиг максимального значения: 20 тысяч рублей. Отрасль оказалась в кризисном состоянии. Нефтяные крупные концерны еще сводили концы с концами, но независимые НПЗ ушли в убытки. В итоге нефтяники вынуждены были понять цену в опте, чтобы выжить в текущих условиях», — добавляет эксперт.

Кроме того, необходимо учитывать сезонный фактор, отмечает аналитик компании Virgin Group Андрей Гордеев. Сейчас начинается летний автомобильный сезон, соответственно, спрос на бензин растет. При этом на некоторых заводах сейчас ведутся плановые ремонтные работы, что ведет к сокращению поставок на внутренний рынок. Вкупе эти две причины привели к ценовому скачку на рынке, сравнимому по силе с ситуацией в прошлом году», — заметил собеседник «360».

Последний раз столь стремительно цены на горючее росли весной 2018 года. Буквально за месяц топливо на заправках подорожало выше уровня инфляции почти в пять раз. Россияне покупали бензин на биржах в складчину, чтобы сэкономить, а некоторые регионы активно бастовали в попытках добиться понижения цен. В ситуацию экстренно вмешались власти, которые снизили акцизы на топливо, ввели специальную к ним надбавку, а также дали возможность применять экспортные пошлины в размере 90% на нефтепродукты.

Курс на повышение

Между тем правительство постоянно предпринимало попытки по стабилизации цен на топливном рынке и в этом году. Так, весной чиновники и нефтяники договорились продлить соглашение о заморозке стоимости горючего. С помощью документа правительству удалось зафиксировать цену на топливо в мартовских значениях. Весной средняя стоимость бензина на заправках России составляла порядка 42 рублей за литр. Договоренности действуют до конца июня. Продлевать соглашение в нынешнем варианте стороны тогда не планировали.

Но уже в апреле на международных сырьевых площадках нефть начала расти, что вынуждало операторов также повышать отпускные цены на бензин. Чтобы избежать повторения сценария прошлого года, из бюджета власти выделили 400-450 миллиардов рублей нефтяникам. Те, в свою очередь, обещали розничные цены на бензин не повышать.

Но текущих мер недостаточно для долговременной заморозки, сходятся во мнении опрошенные «360» аналитики. «Если не принять срочных мер, то стоимость бензина может опять вырасти на 10%. Чтобы избежать кризиса, необходимо снизить акцизы на топливо класса Евро 5 и привязать цены к биржевым индексам для их стабилизации», — назвал пару необходимых изменений Павел Баженов. Все меры Союз перечислил в письме, которое уже оправил вице-премьеру Дмитрию Козаку.

При этом Андрей Гордеев придерживается более оптимистичного прогноза. По его словам, если правительство и дальше будет регулировать вопрос в ручном режиме, то рост цен на горючее к концу года не превысит 5% уровень инфляции. «Не исключаю, что возможны локальные колебания на Дальнем Востоке, но в целом повторения сценария прошлого года ждать не стоит», — заключил экономист.

Реклама

Реклама