07 августа 2019, 13:07

Небесный тихоход. Что придет на замену самолетам Ан и Ил

Читать 360tv в

В России создадут новые самолеты для региональных перевозок. Ожидается, что в ближайшие 10 лет Ил 114-300 и «Байкал» начнут менять старенькие Як и Ан. «360» рассказывает, какими будут новые суда и в чем их главные преимущества перед зарубежными лайнерами.

В ближайшее десятилетие российским авиаперевозчикам предстоит вывести из эксплуатации около 130 старых Ан-2, Як-40 и Ан-24. Заменить их, сообщили «Известия», смогут 64-местный модернизированный Ил 114-300 и 15-местный ТВС-2-ДТС «Байкал».

Начало серийного выпуска самолетов намечено на 2022 год. Новый Ил будут собирать на заводе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в Луховицах. Ожидается, что спрос на самолеты составит 100 машин в год. «Байкал» будут производить на авиазаводе холдинга «Вертолеты России» в Улан-Удэ. По словам источника издания в авиаотрасли, в настоящее время «Байкал» существует лишь в виде техзадания на бумаге. Ил 114-300 проходит испытания, однако для него пока нет двигателя российского производства. Поэтому начало серийной сборки судов может сдвинуться.

Годовой спрос на лайнеры оценивается в 75 машин. Кроме того, производитель уже заключил контракт с «Полярными авиалиниями» на 200 самолетов. По оценке экспертов Ростеха, в ближайшие 20 лет для региональных перевозок потребуется не менее 300 новых бортов на 30-110 пассажиров и около 500 вместимостью до 30 человек.

Также на региональные маршруты могут выйти 19-местные самолеты чешской Aircraft Industries L-410. Перевозчик, принадлежащий российской «Уральской горно-металлургической компании», уже начал сборку модернизированной модели лайнера в Екатеринбурге. И будет выпускать от четырех до восьми самолетов в год. Помимо самолетов Ан и Як, на внутренних линиях используют маломестные Embraer, Bombardier и ATR, а также ближнемагистральный Sukhoi Super Jet 100 на 98 пассажиров.

«Также между „Аэрофлотом“ и госкорпорацией „Ростех“ подписан твердый контракт на поставку 50 самолетов МС-21», — сообщили в пресс-службе перевозчика.

Новые самолеты

Главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий пояснил «360», что новые суда относятся к разным классам. «Байкал» — это маленький одномоторный самолет. Ил 114-300 — большой двухмоторный турбовинтовой самолет. По его словам, отечественные двигатели для него существуют, они использовались на старой модели Ил-114, проходившей коммерческую эксплуатацию. Но моторы «не довели до ума» и к ним было слишком много нареканий.

«Была такая авиакомпания „Выборг“ — у них произошло разрушение диска турбины в полете. Существовал еще Ил 114-100, производили его в Ташкенте. Они поставили канадский двигатель PT6, на котором летает большинство турбовинтовых самолетов в мире, западное бортовое оборудование — и получился вполне приличный самолет», — добавил Синицкий.

Самолеты «Байкал», сообщил эксперт, существуют в двух вариантах. Один — модернизированный Ан-2 с крылом из композитного материала. Второй — тот самый, в виде техзадания на бумаге.

Северные рабочие лошадки

Авиаэксперт Дмитрий Адамидов пояснил «360», что, в частности, самолеты Ил давно зарекомендовали себя как надежные и неприхотливые машины. Они винтовые, летают не очень быстро, зато могут садиться на неподготовленную полосу, например, на относительно ровный грунт, не боясь грязи или пыли, что является идеальным условием для северной авиации и ее малых аэродромов. С «Байкалом», по его словам, примерно та же история. 

«Это идеальные рабочие лошадки, как „небесный тихоход“ — страшный, фанерный, но летает где угодно. Новые самолеты будут, конечно, не страшные и фанерные, но их назначение будет таким же», — добавил эксперт.

Адамидов уточнил, что Ил 114-300 создается в рамках линейки аналогичных судов, пригодных как для военной, так и для медицинской авиации. Кроме того, самолеты способны поднимать грузы и пассажиров одновременно.

«Западные аналоги работают в условиях развитой инфраструктуры. А наши новые самолеты создают под нашу реальность. Хотя их можно использовать там, где условия аналогичные: в Африке, Канаде, Латинской Америке, — где нет смысла содержать аэродромы в селах», — заключил эксперт.

Реклама

Реклама