«Не злитесь, если меня убьют»: туземцы застрелили наивного миссионера из США | 360°

25 ноября 2018, 06:15

«Не злитесь, если меня убьют»: туземцы застрелили наивного миссионера из США

Читать 360 в

Американский миссионер Джон Аллен Чау поплатился жизнью за свои убеждения. Он отправился к аборигенам на Северный Сентинельский остров — к самым диким из всех существующих племен, — чтобы рассказать им об Иисусе. Однако донести слово божие до туземцев мужчине не удалось. Испуганные дикари расстреляли его из лука.

Самая известная встреча сентинельцев с людьми состоялась в 1970 году. Исследователи в компании журналистов приплыли к аборигенам с дарами, чтобы продемонстрировать дружественный настрой. Настороженные сентинельцы встретили гостей неприветливо, угрожая луками и копьями. Тогда исследователи стали бросать на берег привезенные рыбу и фрукты. Постепенно аборигены начали принимать подарки.

Проникнуть вглубь острова так никому и не удалось, сентинельцы враждебны к любым пришельцам из «внешнего» мира. Известны случаи, когда остров пытались снять из кабины вертолета. «Железная птица» настолько испугала местных жителей, что они попытались напасть и на нее с помощью подручных средств. В итоге пилоты принимали решение улететь прочь.

После того, как несколько стрел попало в миссионера Джона Аллена Чау, его тело осталось на берегу. Забрать его не удалось, так как жители острова и близко не подпустили чужаков и крайне агрессивно вели себя.

«Ребята, можете считать, что я сумасшедший, но я считаю, нужно рассказать этим людям, кто такой Иисус. Пожалуйста, не сердитесь на них или Бога, если меня убьют», — написал Чау в послании к своим родителям, которое он оставил незадолго до гибели.

По примерным подсчетам, на острове живут от 50 до 400 человек. Формально Северный Сентинельский остров находится под управлением Индии, но власти никак не влияют на жизнь сентинельцев, уважая их право на обособленность. Судя по данным СМИ и страницам в социальных сетях самого исследователя, Чау неоднократно посещал Андаманские острова. Он пользовался услугами местных рыбаков, которых щедро одаривал.

«Полиция считает, что Чау ранее посещал Северный Сентинельский остров не менее четырех или пяти раз», — сообщил журналист Субир Бхаумик, который давно следит за событиями на архипелаге во время интервью телекомпании BBC.

Последняя запись Джона Чау в Instagram гласит: «Приключения ждут».

Власти Индии запрещают агрессивное вторжение на остров в связи с инцидентом. Сентинельцы не обладают иммунитетом против инфекционных заболеваний «большого мира». Посещение острова считается, по законам Индии, уголовным преступлением. В прошлом году власти страны выпустили постановление, что даже фото- и видеосъемка жителей Андаманских островов чревата тремя годами тюрьмы.

Ученые уверены, что предки нынешних жителей Северного Сентинельского острова поселились на этих территориях около 60 тысяч лет назад. Тогда они прибыли в ходе первой волны переселенцев из Африки.

«Аборигены не раз демонстрировали нам, что они хотят, чтобы их оставили в покое, и их желание надо уважать», — заявил директор лондонской организации Survival International Стивен Корри.

С осторожностью и агрессией относиться к чужакам — естественно для любого народа, живущего вдали от цивилизации. Людям свойственно бояться нового и неизвестного. Особенно, если у «неизвестного» другой рост, цвет кожи, рисунка на теле, он одет в какие-то тряпки, а в руках держит непонятный предмет, напоминающий копье.

Племя Мурси

Впрочем, племя мурси прекрасно знает, что такое штык-нож и автомат Калашникова. Автоматическое оружие есть практически у каждого представителя племени мужского пола. Мурси живут в долине Омо, которая расположена в южной части Эфиопии. Знаменит этот народ, в первую очередь, эффектным видом своих женщин. У каждой из них в нижней губе вставлено по тарелке.

Племя мурси — милые и добродушные люди, жестокость для них — вынужденная мера. Они не привыкли с кем-то воевать, а если есть потребность в каком-либо продукте, предпочитали обмен с другими общинами. Так было до тех пор, пока их не «открыли» белые люди.

Они приходят, чтобы сфотографировать нас. Будто мы обезьяны в зоопарке

Туристы, привлеченные необычным видом эфиопского племени, бесцеремонно нарушили привычную жизнь мурси. Чужаки без спроса входили в чужие дома, дотрагивались до представителей племени, фотографировались. Тут любой бы озверел! Но потом мурси приспособились. Они стали наряжаться в свои самые лучшие одежды, надевать украшения. Позировать для фотоснимка представителя племени могут заставить только деньги. Если человек не заплатил, то с ним будут обращаться максимально грубо. Вокруг любого туриста будут прыгать и скакать дети, виснуть на руках, стараясь выхватить фотокамеру. При этом малыши кричат «You money», давая понять, что только доллары могут заставить их отстать.

Одной из жестоких внутренних традиций племени является преображение женской внешности. К слову сказать, издевательством над природой мурси это не считают: так сложилось исторически. Когда из Африки в США рабов доставляли тысячами, в племени мурси придумали, как защитить женщин от похищения. Их внешность уродовали.

Метод заключался в том, что в 14-15 лет девочке надрезали нижнюю губу, выбивали два передних зуба нижней челюсти. Губу оттягивали и вставляли туда небольшую деревянную болванку, по виду похожую на блюдце. Каждые несколько месяцев тарелочку заменяли на большую по диаметру, чтобы губа продолжала растягиваться. Чем больший диаметр пластины во время сватовства, тем больше сторона жениха заплатит выкуп за невесту. После замужества деревянные тарелки заменяли на глиняные.

И женщины, и мужчины племени мурси должны носить на своем теле шрамы. Это не просто зарубцевавшиеся порезы. Это узоры и орнаменты, которые делаются (по мнению европейцев) довольно варварским способом. Когда приходит время инициации, на теле мальчика или девочки вождь делает несколько надрезов. В них засыпается зола или личинки насекомых. Организм реагирует на постоянное раздражение раны формированием капсул из подкожных тканей, которые со временем образуют рисунок.

Ирокезы

Ирокезы были одним из самых развитых племен территории, которая теперь носит название Соединенные Штаты Америки. Но потом пришли белые люди, и все изменилось. Сами члены племени называют себя «ходинонхсони». Ирокезами их прозвали другие индейцы, а именно соседствующие и весьма воинственные алкгонкины. На их языке «ирокезы» означает «гадюки».

Ирокезы занимались подсечно-огневым земледелием, владели некоторыми ремеслами и, в общем-то, ни в чем не нуждались. Со временем несколько разрозненных племен соединились в конфедерацию с весьма сложной системой управления, основанной на демократических принципах. Не исключено, что именно ее взяли за основу первые правители США.

У ирокезов действовал матриархат. Женщины среди мужчин подходящего возраста выбирали себе кавалера. После свадьбы юноша покидал родной дом и переселялся к жене, брал ее «фамилию». Управляли в конфедерации племен тоже женщины. Но в какой-то момент матриархат сменился патриархатом, и тогда стали обильно проявилась жестокость.

Ирокезы стали вести захватнические войны. В большинстве случаев они убивали всех, кто сразу не принимал их господство. Чаще всего представители племени врывались к соседям во время уборки урожая. Сначала насиловали и убивали женщин, затем устраивали засаду и вырезали все мужское население. Нередко брали пленников и применяли к ним изощренные пытки. Например, тело живого человека привязывали к дереву, а его голову — к насильно наклоненной ветке. Потом пленному резко перерубали горло, ветка выпрямлялась, отправляя голову достаточно далеко.

Гавайцы и Джеймс Кук

Если назвать имя Джеймса Кука, то большинство жителей современной России вспомнят песню Владимира Высоцкого.

Но почему аборигены съели Кука?

За что — неясно, — молчит наука.

На самом деле наука давно дала ответы на все вопросы. И в кратком варианте Высоцкий изложил в тексте песни вполне реальные факты.

Джеймс Кук был сыном крестьянина без определенного рода занятий — поденщика. Его отец брался за любую работу, которую только предлагали, чтобы прокормить семью. Джеймс был девятым ребенком, перспектив у него не было никаких. Нищета не помешала мальчику закончить пару классов школы, научиться считать. Затем отец отдал его работать помощником галантерейщика. Мальчишка сбегает и нанимается юнгой на углевоз. Крошечное жалование он тратит на книги. Он приобретает учебники по географии, математике, астрономии и навигации.

Вскоре Джеймса повышают до матроса, а затем до старпома. Когда он стал шкипером на торговом судне, перевозившем уголь из Ньюкасла в Лондон, предел мечтаний, казалось бы, был достигнут. Из нищенствующего крестьянина аж в шкиперы! Но и тут Джеймс понимает, что хочет большего. Он завербовался простым матросов в военный флот.

Много лет прошло, пока знания и умения Джеймса Кука оценили. Ему предлагают возглавить научную экспедицию на Таити. Аборигены встретили чужаков с радостью и вели себя вполне дружелюбно. Кук, как капитан судна, быстро установил правила. Он дал понять коренным жителям островов, что для получения желаемого, нельзя хватать все подряд, а нужно производить обмен. Дисциплина на корабле была железной: матросы, пока ученые были заняты своими изысканиями, лишнего себе почти не позволяли.

После первого успешного путешествия последовало второе. На третий раз корабль Джеймса Кука вновь отправился искать некий южный материк, существование которого теоретически доказали ученые. Но плавание оказалось последним. Аборигены Гавайских островов сначала радостно приветствовали чужестранцев, но потом поняли, что те слишком много едят. Кроме того, Кук, слегка разбалованный общением с дружелюбными таитянцами, ожидал теплого приема. Увы, несколько жестких столкновений с местными обстановку порядком накалили.

В один из моментов туземцы на корабле Кука попытались захватить его в плен. Капитан отстреливался мелкой дробью, чтобы не причинить большого вреда гавайцам. Но аборигены поняли, что перед ними не бог, а обычный человек. Они бросали в Кука несколько камней. Один из них попал в голову: удар был роковым. Тело унесли на берег. Оставшиеся в живых члены команды сожгли несколько местных деревень и нашли остатки своего капитана: голову. Да и ту без нижней челюсти. Появилось мнение, что аборигены попросту съели Кука, чтобы обрести его силу и доказать свое превосходство. Правда, ряд ученых убеждены, что никакого каннибализма не было. Просто по местным обычаям было высшей честью отделить мышцы от костей покойного. Части скелета отдали вождям, чтобы те хранили вечную память о герое.

Реклама

Реклама