facebook_pixel
  • 05 февраля 2019, 16:01

    «Не подмажешь, не полетишь». Почему случай с попавшимся на взятке главным пилотом «Аэрофлота» не единичен

    Уголовное дело из-за взятки возбудили в отношении замглавы департамента производства полетов «Аэрофлота» Анатолия Якимчука. Заслуженный пилот России якобы пытался подкупить председателя медкомиссии. По официальной версии, за то, чтобы тот допустил летчика до полетов. По неофициальной — «за общее покровительство».

    «Не подмажешь, не полетишь». Почему случай с попавшимся на взятке главным пилотом «Аэрофлота» не единичен

    По данным РБК, сотрудники ФСБ задержали проработавшего в компании 45 лет Якимчука в конце декабря. После этого против 65-летнего пилота возбудили уголовное дело о попытке дачи взятки должностному лицу. По словам адвоката Якимчука, его никто не задерживал — пилот сам написал явку с повинной.

    «Материалы поступили в Тушинский районный суд. Судебное заседание было назначено на 28 января, но его перенесли из-за неявки свидетелей», — рассказал источник издания в МВД, уточнив, что Якимчука отпустили под подписку о невыезде.

    Не так давно, сообщили в пресс-службе Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ, у 65-летнего летчика обнаружились проблемы со здоровьем из-за которых его могли не допустить к полетам. Поэтому 2 апреля 2018 года он попытался дать взятку главе летной медкомиссии Борису Потиевскому.

    «Заместитель директора департамента производства полетов — главный пилот ПАО „Аэрофлот российские авиалинии“ в служебном помещении передал председателю центральной врачебно-летной экспертной комиссии взятку в размере 50 тысяч рублей за оказанное ему содействие в получении положительного заключения о годности к летной работе, несмотря на результаты медицинских исследований, свидетельствующих о наличии у него заболевания сердечно-сосудистой системы, исключающего годность к летной работе», — пояснили в пресс-службе.

    «Повсеместная практика»

    Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев пояснил «360», что должность замдиректора департамента производства полетов авиакомпании — административная. Но при необходимости и наличии квалификации, такие специалисты могут выполнять определенные функции на борту самолета. Например, быть командиром воздушного судна, вторым пилотом или пилотом-инструктором, который может проверять квалификацию остальных членов летного состава, участвовать в процедурах по вводу сотрудников на новые должности и, при необходимости, заменять их.

    «При этом командир воздушного судна не может быть старше 60 лет, или 65 лет, если второй пилот старше 60 лет. Второй пилот — не может быть старше 65 лет», — добавил авиаэксперт.

    Пантелеев заявил, что о громких уголовных делах или арестах с привлечением ФСБ из-за взяток на медкомиссии он до этого случая не слышал. Поэтому подача и освещение ситуации с Якимчуком ему кажется «показательными». Особенно с учетом того, что бывшие или еще работающие пилоты часто пишут о таких случаях в соцсетях.

    «Работающие или бывшие пилоты давно говорят, что врачебно-летная комиссия — история про „не подмажешь, не полетишь“. Я собственного опыта не имею, но наблюдение вот такое: громких дел нет, но люди из отрасли говорят, что это чуть ли не повсеместная практика. Есть ли за этими утверждениями какие-то основания, мне неизвестно», — сказал он.

    Не по здоровью, а чтобы «не пакостил»

    В свою очередь источник РИА «Новости» близкий к авиакомпании, сообщил, что в виновность Якимчука не верит, и не сомневается, что главного пилота перевозчика «подставил» врач.

    «Его подставил этот врач, так как у него родственник — пилот „Аэрофлота“, в прошлом году он брал отгул на два дня, но появился на работе через четыре дня. Якимчук за это сделал дисциплинарное взыскание, после этого история с ним и началась», — заявил собеседник.

    В беседе с агентством адвокат Якимчука Сергей Черняков уточнил, что его подзащитного не задерживали сотрудники ФСБ, а он сам написал явку с повинной. А взятку передавал не за подделку результатов медкомиссии, а «за общее покровительство».

    «Якимчук был признан негодным к летной деятельности. Деньги передавались за общее покровительство. Он не просил переговорить с врачами. Это, как он сказал, просто от чистого сердца… за законные действия, чтобы [глава комиссии] не пакостил», — сказал Черняков.

    В пресс-службе «Аэрофлота» задержание Якимчука опровергли. По словам представителей перевозчика, замглавы департамента продолжает работать в компании.

    «Информация о том, что заместитель директора департамента производства полетов Анатолий Якимчук задержан сотрудниками ФСБ при передаче денег председателю Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации Борису Потиевскому, не соответствует действительности. В настоящий момент Анатолий Якимчук не задержан и продолжает работать в „Аэрофлоте“», — отмечается в сообщении.

    Прошел медкомиссию и умер

    Бывший командир воздушного судна и специалист по безопасности полетов Александр Романов рассказал «360», что за годы летной карьеры он множество раз проходил врачей, в том числе, и за границей. Там, по его словам, обход врачей занимает 40 минут. В России требования медкомиссии сложные и жесткие, для летчиков это огромный стресс. Иногда — смертельный.

    «Подход примерно такой, как к космонавтам. Например, на велоэргометрах режим работы сердца выводят на экстремальный режим. Не единичны случаи, когда пилоты проходят комиссию и через день-два умирают. Это говорит о том, что люди подвергаются огромнейшему стрессу. Перестраховка страшная, иногда люди по две недели проходят эти комиссии», — заявил он.

    До максимального возраста в 60-65 лет дорабатывают немногие. Чаще летчиков списывают в 50-55 лет. Причин для отстранения от полетов много. Основные — проблемы с сердцем, слухом или неврологические. Часто возникают онкологические болезни. Единицы переходят на административную работу, большинство — на пенсию. Но это, по мнению эксперта — неправильно. После налета 10 тысяч часов, а у того же Якимчука этот показатель был гораздо выше, у пилотов появляется бесценный опыт, который можно и нужно продолжать использовать.

    «У той же Pan American World Airways работают 70-ти и 80-летние стюардессы. Здоровье позволяет, а опыт — бесценен. Я, конечно, сторонник того, чтобы летали молодые, но на каких-то командных должностях опыт этих людей нужно использовать», — пояснил пилот.

    «В нашей медицине случается»

    Российские пилоты, подчеркнул эксперт, работают в тяжелых условиях, постоянно перерабатывают, летают с хронической усталостью. Руководители авиакомпаний «мучают их зачетами». Поэтому зачастую летчики бегут в иностранные компании, где условия и оплата труда гораздо лучше.

    «Их пилотов делают недоучек, требуют от них невозможного. При этом летчики работают на износ. Сейчас гражданской авиацией управляют люди, которые практически не имеют отношения к авиации, гонятся за наживой. Это — очень непрофессиональный подход», — сказал бывший летчик.

    Что же касается ареста Якимчука, то, по мнению Романова, люди, на таких должностях и выше, считают, что находятся в «элитном положении», управляют ситуацией и другими людьми. Поэтому, иногда, хотят для себя неких привилегий.

    «В нашей стране, люди обличенные власть, иногда этим пользуются. То, что его поймали со взяткой — печально. Но раз этом пишут правоохранители, скорее всего — это правда. В любом случае, это нужно тщательно расследовать», — сообщил он.

    Изначально в летные училища отбирают абсолютно здоровых студентов. Но из-за тяжелого графика труда, здоровье ухудшается. Бывают ситуации, когда экипаж вечером прилетел, а на следующее утро, не отдохнув, должен явиться на медкомиссию.

    «Поэтому некоторые летчики пытаются не то, чтобы хитрить, но все же… Не могу сказать, что такое происходит массово, но в нашей медицине это случается», — заключил он.