Не любить по-прогрессистски. Андрей Бабицкий о культурных вкусах либералов | 360°

12 апреля 2017, 12:22

Не любить по-прогрессистски. Андрей Бабицкий о культурных вкусах либералов

Читать 360 в

-

Тренд последних лет, особенно ярко проявившийся в кинематографе, — попытка взглянуть на отечественную историю новым взглядом, увидеть в ней позитивное, героическое, творческое и созидающее начало — был встречен российским либеральным сообществом не просто в штыки, а с каким-то даже озлобленным остервенением, желанием растоптать, дискредитировать, выставить в самом невыгодном свете любую киноленту, повествующую о славных страницах прошлого России — советского или дореволюционного.

Реклама

Так случилось не так давно, когда по экранам страны триумфально прошла картина о 28 панфиловцах, ожидаемо было в реакции на фильм о Гагарине «Первый в космосе». Очередной пароксизм ненависти у «прогрессивной общественности» случился в связи с выходом ленты «Время первых» о судьбах советской космонавтики. Кстати говоря, нельзя сказать, чтобы именно в этом триллере советская история присутствовала в беспроблемном, благостном формате. Нет, авторы вовсе не старались избегать темных пятен и оттого сюжет обрел какую-то особенную, пронзительную подлинность. И все же, либеральные медиа в полном восторге от статистических данных о том, что зрительский интерес к картине оказался не столь высоким, как ожидалось.

Прокатная судьба кинолент складывается по-разному, и далеко не всегда она напрямую связана с качеством произведения. Тем не менее, низкие сборы «Времени первых» наша «свободомыслящая публика» уже вовсю пытается интерпретировать, как показатель общественного настроя, напрочь отвергающего попытки российских властей (почему-то за каждым сценарным замыслом или режиссерской работой они обязательно угадывают зловещую тень «кровавого режима») переучредить кромешное тоталитарное прошлое на позитивных началах.

Это стремление по-человечески понятно: наши «либералы» не намерены мириться с тем, крайне угнетающим их обстоятельством, что по статистическим опросам в течение уже длительного времени поддержка действий руководства страны со стороны общества выражается в пиковых показателях, поэтому поиск косвенных признаков, опровергающих статистические данные, наши «прогрессивные граждане» прекращать не намерены.

Что же касается их злонравия в отношении попыток страны переосмыслить себя и свою историю в менее драматическом и негативном ключе, нежели в ельцинскую эпоху - в кинематографе, литературе, общественной мысли — то здесь все предельно просто. Россия в том виде, в котором она складывалась — со своими взлетами и падениями, достижениями и провалами, высочайшими образцами героизма, великой литературой, укладом, позволившим совершенно разным народам, с различными традициями и верованиями, собраться в единую семью — их никак не устраивает. Россия принципиально лишена героического начала, способности к созиданию и творчество, ей неведомо прекрасное и новое, все, продуцируемое ею есть какие-то далекие и скверно срисованные зады европейской культуры.

Российским прошлым управляет дух векового рабства, а потому в нет места ни подвигу, ни творческим прорывам — на всем его пространстве лежит печать проклятия, уродующего любые лица, поступки, любые аспекты ре6альности.

Этот «прогрессивный» негативизм настолько тотален и уже инстинктивен, что вести предметный разговор со свободомыслящими собратьями о тех или иных исторических фактах практически невозможно.

Недаром и до сих пор иконой для них остается фильм «Сволочи», в основу сюжета которого легла абсолютно лживая история о том, как в годы войны НКВД пыталось использовать малолетних преступников для диверсионной работы.

То обстоятельство, что никакими архивными документами подлинность затейливого киноповествования не подтверждается, а, наоборот, есть абсолютно достоверные данные, что подобные эксперименты ставились нацистской военной разведкой Абвером, нашего «либерала» не волнуют. Для него «Сволочи» были и есть стопроцентное доказательство аморальности советского государства, без малейших сомнений посылавшего детей на верную смерть.

Выход им видится один: вся история России должна стать объектом тотальной отмены, безусловного отрицания. Только установление в собственной стране (на самом деле выдуманного ими) идеального европейского порядка может исправить положение дел, изменить рабскую, варварскую сущность русской культуры.

Причем эта часть нашего общества — совсем не новое явление, порожденное распадом СССР. Мы знаем о «прогрессистах» 19-го века, но не всегда в курсе, что и в советские времена «либеральная интеллигенция» была очень значительным сегментом привилегированного класса.

В одном из своих интервью режиссер Владимир Меньшов рассказал довольно характерную историю. После выхода на экраны страны кинокартины «Москва слезам не верит», он вдруг обнаружил, что «прогрессивная» общественность отгородилась от него глухой стеной ненависти. Он долго недоумевал, пытаясь понять причину столь странной метаморфозы. Потом все же докопался до истины. Дело в том, что творческая интеллигенция на излете брежневской эпохи жила исключительно представлениями о тошнотворности и беспросветности окружающего их общественного быта, управляемого агентами угнетения и тоталитаризма. Меньшов же дал ярчайшую картину жизни, в которой было место всему — любви, верной дружбе, творчеству, работе, планам на будущее, счастливым и ершистым детям, в общем, началам, образующим полноценное человеческое существование.

 

Андрей Бабицкий

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Реклама

Реклама