Покорение неба и космоса. Как Наталия Филева создавала S7 | 360°

01 апреля 2019, 11:27

Покорение неба и космоса. Как Наталия Филева создавала S7

Читать 360 в

Совладелец российского перевозчика S7 Наталия Филева погибла 31 марта при крушении частного бизнес-джета Epic LT около немецкого аэропорта Эгельсбах. Смерть 55-летнего управленца стала трагической новостью для всей авиаотрасли: Филеву называли одним из самых гибких и талантливых игроков этого рынка. Как ей удалось превратить семейный бизнес в одну из ведущих авиакомпаний страны — в материале «360».

От инвестиций к авиации

В родном Новосибирске Филева получила два образования: вначале она окончила Новосибирский электротехнический институт по специальности «инженер-радиомеханик», а затем получила диплом управленца по организации производства в Новосибирском институте народного хозяйства.

Реклама

В начале 90-х будущая владелица одной из ведущих авиакомпаний вышла замуж за Владислава Филева. С тех пор все успехи супруги достигали исключительно совместными усилиями. Поначалу пара занималась работой, далекой от авиации: Филева получила лицензию в инвестиционной компании «Еврофинансы», учредителем которой был друг Владислава Алексей Грибков, и супруги взялись за операции с ценными бумагами. Они скупали векселя новосибирских фирм, а когда те оказывались в кризисе, предлагали свою помощь в обмен на товары компаний — их пара впоследствии продавала.

Таким образом в руки молодым предпринимателям попали самолеты небольшой авиакомпании «Сибирь», которая появилась на базе авиаотряда из аэропорта Толмачево. Местные власти предложили Филевым довести долю владения перевозчиком до контрольной, они обязались позднее выкупить актив у супругов, но этого так и не произошло.

Пара пошла на серьезный риск: ради сделки пришлось набрать долгов на 20 миллионов долларов — внушительная сумма даже в наши дни. Купив компанию, которая находилась в затяжном кризисе, Филевы активно взялись за ее развитие. Их главным советником в новой сфере стал на тот момент глава Западно-Сибирского управления Росавиации и председатель совета директоров «Сибири» Владимир Тасун. Впереди пару ждала череда испытаний, преодоление которых вывело их в число лидеров отрасли.

«Супруги Филевы взяли перевозчика 20 лет назад в тяжелом финансовом положении, спустя десять лет, на новом этапе, сами испытывали серьезные трудности, но в итоге создали одну из самых эффективных и качественных по уровню сервиса авиакомпаний в России», — сказал Тасун в интервью «Коммерсанту».

Управленческий тандем

Супруги четко распределили между собой обязанности. Наталия взялась за коммерцию, маркетинг и коммуникации с государством, а Владислав отвечал за общую стратегию и производство. В 2001 году «Сибирь» почти поглотила «Внуковские авиалинии», обанкротившиеся после финансового кризиса 1998 года. Если бы сделка состоялась, образовавшийся гигант получил бы десятую часть всего пассажиропотока страны, но сторонам так и не удалось согласовать окончательные условия.

Оставшись без поддержки, «Внуковские авиалинии» разорились, а практически весь авиапарк перевозчика все равно перешел в распоряжение «Сибири» — его Филевы выкупили у фирмы «Центролизинг». Значительно расширилась и маршрутная сетка: чета из Новосибирска получила порядка 50 из 150 направлений, которые существовали тогда на российском авиарынке.

«Сибирь» стала второй отечественной авиакомпанией по числу перевезенных пассажиров, уступая лишь «Аэрофлоту». Однако такой показатель обошелся недешево: Филевы получили в наследство долги обанкротившегося перевозчика на сумму почти миллиард рублей. На их выплату у супругов ушло восемь лет.

«Сибирь» становится S7

Наряду с расширением бизнеса Филевых сотрясали и трагедии. В 2001 году украинские силы ПВО случайно сбили Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск. Через год пассажирский лайнер их перевозчика взорвала смертница. В 2006-м самолет «Сибири» при посадке в аэропорту Новосибирска выкатился за пределы полосы и врезался в постройки. При всех этих ЧП в общей сложности погибли 250 человек. Авиакомпания несла как финансовые убытки, так и серьезные репутационные издержки.

В итоге Филевы в 2006 году приняли решение о ребрендинге — перевозчик получил название S7 и новый фюзеляж салатового оттенка. Начал обновляться и авиапарк, спустя два года компания полностью отказалась от эксплуатации советских самолетов, включая Ту-154.

Наталия Филева, ставшая к тому времени уже главным акционером перевозчика, возглавила и образовавшуюся структуру — S7 Group. В холдинг, помимо авиакомпании, вошли офисы по продаже билетов, турагентство, операторы техподдержки самолетов и дочерний перевозчик «Глобус». В то же время Владислав остался руководить главной авиакомпанией, которая отныне именовалась S7 Airlines. Позже он занял пост главы S7 Grouр, а его супруга села в кресло председателя совета директоров — важный стратегический пост.

Очередным испытанием для Филевых стал экономический кризис 2008–2009 годов. Их холдинг задолжал банкам и держателям облигаций 10,7 миллиарда рублей. На помощь пришел Альфа-банк, который рискнул протянуть предпринимателям руку помощи в виде двух кредитов на пять лет на сумму 8,9 миллиарда рублей.

Чтобы справиться с тяжким бременем, супруги научились эффективно обслуживать свои самолеты, не используя лизинг с обязательством выкупа лайнеров, экономить на внутренних нуждах и закупать самые энергоэффективные модели самолетов на рынке. Сыграла и ставка на внутренние перелеты: S7 оказалась на плаву, в то время как другие игроки несли колоссальные потери из-за ориентации на зарубежные направления.

В 2013 году S7 могла похвастаться самым низким скорректированным чистым долгом среди российских авиаперевозчиков. Тогда же компания выкупила у государства оставшиеся 25,5% акций бывшей «Сибири» за 1,13 миллиарда рублей. Спустя четыре года S7 Airlines возглавила рейтинг самых эффективных авиакомпаний России по версии Forbes. В том же году Наталия Филева вошла в топ-5 богатейших женщин страны с состоянием около 600 миллионов долларов.

Выход в космос

Достижения в гражданской авиации не остановили Филевых — они устремились в космос. Супруги отметились амбициозным проектом первого частного оператора космических пусков. Осенью 2016 года S7 Group подписала контракт на покупку у корпорации «Энергия» плавучего космодрома Sea Launch («Морской старт»), всего оборудования к нему, наземной базы в порту Лонг-Бич и одноименного товарного знака. Общая сумма сделки оценивалась в 167 миллионов долларов.

Через год компании S7 Space выдали лицензию на космическую деятельность в России. Она стала первой коммерческой организацией в стране, которая могла оказывать международные космические услуги.

Однако свои коррективы внесла геополитика. Поскольку Sea Launch создавался под пуски украинских ракет «Зенит 3SL», то из-за разлада Москвы и Киева контракт на их поставку был заморожен. Однако у Филевых был план по выходу и из этой ситуации.

«Мы поддерживали постоянный контакт по вопросам сотрудничества с S7 Space. В наших планах было создание для Sea Launch „морской“ версии ракеты „Союз-5“», — сказал «Коммерсанту» глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Он добавил, что Наталия Филева была «великим энтузиастом авиации и космонавтики и для всех нас ее гибель — личная трагедия».

Кроме того, в прошлом году S7 Sрасе анонсировала создание на базе элементов МКС орбитального космодрома. По задумке он станет ключевой станцией перспективной космической транспортной системы «ближний космос — дальний космос». Проект намечен на 2022–2024 годы.

«Есть люди, которые достигают определенных высот, останавливаются и пожинают плоды своих трудов. А есть люди, как Наталия Валерьевна [Филева], которые на протяжении целых десятилетий могут набирать высоту и не останавливаться», — сказал Forbes руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Реклама

Реклама