• 18 июля 2019, 06:30

    Нейросеть на тренировке. Как FасеАрр зарабатывает на наших «старых» лицах

    Соцсети заполонили фотографии постаревших пользователей. Рунет захлестнула волна хайпа на приложении FaceApp, умело обрабатывающем изображения людей при помощи нейросети. Обозреватель «360» — о том, почему в этой истории все не так беззаботно, как могло бы показаться вначале.
    Нейросеть на тренировке. Как FасеАрр зарабатывает на наших «старых» лицах
    Соцсети заполонили фотографии постаревших пользователей. Рунет захлестнула волна хайпа на приложении FaceApp, умело обрабатывающем изображения людей при помощи нейросети. Обозреватель «360» — о том, почему в этой истории все не так беззаботно, как могло бы показаться вначале.

    Давайте поговорим, девочки, о бесплатном в Сети. Огромному числу сограждан кажется, что интернет придуман для того, чтобы развлекать нас с вами. Тут и тонны «бесплатного» кино, интересные статьи, какие-то тесты, там блогеры на YouTube, где-то еще — доступное кино для взрослых, ну и, конечно, социальные сети. Отдельный жанр — бесплатные приложения, позволяющие сделать всякое со своими фотографиями, дабы повеселить друзей. В результате можно сидеть в Сети сутками, развлекая себя посредством бесплатных сервисов.

    Но дело в том, что в интернете нет ничего бесплатного. Даже самые невинные вещи вроде существующей с начала времен интернет-библиотеки Lib.ru Максима Мошкова должны как минимум размещаться на каком-то сервере. А за него надо платить, его нужно поддерживать, ресурс нужно верстать, обновлять и все такое прочее. Значит, каким-то образом где-то в этой цепочке должны возникать деньги. И понятно, что бывают действительно бесплатные площадки, которые финансируются благотворителями или государством, но таковых безусловное меньшинство. Остальные вынуждены зарабатывать. И времена, когда это можно было сделать, просто разместив баннер, остались в далеком прошлом.

    Писк нынешней недели — приложение FaceApp. Оно появилось еще два года назад и стало очень популярным благодаря возможности изменять внешность человека. Фотография на лету обрабатывалась нейросетями, и результат получался очень реалистичным.

    Летом 2019 года FaceApp вновь на коне благодаря очередной убойной фишке: способности реалистично состарить человека. Нейросети вновь работают так точно, что пользователи узнают в фотографиях не только себя, но и своих дедушек и бабушек. В результате фотографии постаревших молодых людей буквально заполонили социальные сети, а приложение вновь ворвалось в топы чартов AppStore и Google Play.

    Нейросеть на тренировке. Как FасеАрр зарабатывает на наших «старых» лицах | Изображение 1
    Источник фото: FaceApp

    Нейросети способны на очень многое, если не на все. Но главная их особенность заключается в том, что они, как любой интеллект, развиваются в процессе тренировок. И чем более натренирована сеть, тем выше ее ценность. Чем обширнее база, на которой проводились упражнения, тем точнее будет в дальнейшем работать сеть и тем выше будет ее ценность и, следовательно, цена.

    Например, чем больше нейросети показать фотографий людей, тем точнее она сможет узнавать лица, отличать одно от другого и делать с ними всякое разное. Чем больше ей показать фотографий людей и не-людей, подписав соответствующим образом каждый снимок, тем точнее нейросеть сможет выделять человека из толпы, находить лица на фотографиях. По-научному это называется разметкой базы и является самым трудоемким в тренировке нейросети. И здесь каждый разработчик ищет свои пути оптимизации процесса.

    Самый банальный путь заключается в том, чтобы скормить сети тот или иной фотобанк. Но фотобанк стоит денег, зачастую огромных. Кроме того, он конечен и, скорее всего, не всеобъемлющ. Мой любимый пример здесь возник из общения с сотрудником сервиса знакомств, который тренировал нейросеть на одном из самых крупных международных фотобанков. В какой-то момент выяснилось, что в нем очень мало фотографий лиц славянского происхождения. В результате после вывода нейросети в боевой режим максимальное число ошибок пошло как раз по пользователям из Восточной Европы.

    Нейросеть на тренировке. Как FасеАрр зарабатывает на наших «старых» лицах | Изображение 2
    Источник фото: Pixabay

    Помимо этого, даже самый полный фотобанк нужно разметить соответствующим образом, а это, опять же, люди, которым надо платить зарплату. Гораздо удобнее, если кто-то сделает это все бесплатно.

    В результате мы получаем двухходовку. Пользователи начинают активно грузить фотографии себя молодых в FaceApp, приложение обрабатывает фотографию, и, если результат, по мнению пользователя, успешный, то он публикует фото в жанре «было/стало» в соцсетях. Каждая такая выгрузка в соцсети — это своеобразный сигнал алгоритму, что обработка успешна.

    Десятки и десятки тысяч самых разных фотографий, десятки и десятки тысяч положительных и отрицательных тестов, и все это абсолютно бесплатно. Еще две-три недели — и хайп схлынет, пользователи наиграются и благополучно опять забудут про FaceApp. А владельцы получат натренированную и существенно подорожавшую нейросеть, которую можно будет с успехом продать в качестве сервиса или полностью какому-либо глобальному игроку, нуждающемуся в работе с человеческой внешностью.

    Не стоит думать, что создатель FaceApp Ярослав Гончаров — это какой-то изощренный тип, перехитривший всех. За него стоит порадоваться, потому что успех приложения безусловен. Скорее, надо задуматься и осознать, что он не один такой. Каждый раз, когда мы выбираем на капче «все фотографии с фонарными столбами», проходим тесты «узнай, какой-то ты гладиолус» и участвуем в чем-то еще столь же увлекательном, мы тренируем какие-то очередные электронные мозги. И в самом безобидном для нас случае безвозмездно тратим часть нашего времени, чтобы получить немного эндорфинов и вместе с тем сделать кого-то чуточку богаче.

    Гораздо менее приятно, когда результатом нашего участия становится то, что кто-то узнает чуть больше о нас, наших предпочтениях, пристрастиях, особенностях поведения и прочем. И мы можем быть абсолютно уверены, что все эти знания будут использованы «против нас». Ведь даже если результатом этого станет максимально подходящее предложение рекламы товаров и услуг, все равно не очень приятно думать, что кто-то залез к нам в мозги, не поинтересовавшись нашим разрешением.

    Ведь ничего бесплатного не бывает.