«Нарушают закон и уходят от налогов». Почему в «Кофемании» требуют с клиентов оплату наличными | 360°

26 февраля 2019, 12:48

«Нарушают закон и уходят от налогов». Почему в «Кофемании» требуют с клиентов оплату наличными

Читать 360 в

В последние месяцы в Москве участились случаи, когда официанты в популярных сетевых ресторанах и кафе отказываются принимать у посетителей к оплате банковские карты. В частности, расплатиться картой не могут клиенты сети «Кофемания». Требование заплатить наличными сотрудники заведений объясняют поломкой терминала и политикой руководства. Почему рестораторы жаждут получить за блюда только кэш, разбирался «360».

По данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», средний чек при оплате картами в московских заведениях в прошлом году составлял 680–700 рублей, что на 14% ниже по сравнению с 2017 годом. При этом чек по оплате наличными вырос за это время почти на 40% — до 710 рублей.

Реклама

Опрошенные «360» участники рынка связывают такую тенденцию с изменившейся политикой кафе и ресторанов, сотрудники которых зачастую не хотят принимать оплату картой. Мнение экспертов подтверждают отзывы на профильных форумах от недовольных клиентов, которых вынудили рассчитаться наличными. В последнее время участились жалобы на сеть «Кофемания», где официанты отказывались принимать оплату по безналу. Как рассказала «360» одна из постоянных посетительниц сети, ей не раз в ультимативной форме советовали заплатить по счету наличными, ссылаясь на якобы неработающий терминал.

Корреспондент «360» побывал в нескольких заведениях «Кофемании», и каждый раз на входе хостес предупреждали, что оплата производится только наличными. В кафе на Кутузовском проспекте официанты рассказали, что система якобы находится на ремонте, а в конце диалога один из официантов заявил, что «терминалов физически нет в кафе». Похожая ситуация была и в заведении на Баррикадной: там клиенту сказали, что карты не принимают уже несколько дней, но внятно объяснить причину отказа от безналичной оплаты не смогли.

Десятки подобных отзывов на работу «Кофемании» на форумах говорят о том, что карты в сети не принимают уже с весны 2018 года. Например, жаловались на такое обслуживание клиенты «Кофемании» на Комсомольской. «Хамоватый администратор, неторопливые официанты, карты не принимают», — пишет одна из постоянных клиентов Ольга.

В пресс-службе «Кофемании» отметили, что некоторые рестораны сети не принимают карты из-за неполадок с техническим оборудованием. «У нас в последние пару недель есть проблемы с ПО на терминалах, поэтому мы просим клиентов платить наличными», — рассказала «360» представитель сети.

Между тем источники «360» в налоговой пояснили, что на оплате наличными рестораны могут дополнительно заработать до миллиона рублей. Ресторан действует по простой схеме: сначала скапливает наличные, а затем сбывает их так называемым обнальщикам за комиссию в размере 5-10% от общей суммы наличных. Впрочем, за такие нарушения ресторанам грозит штраф.

Коды не на месте

Оплата наличными — не единственный способ для рестораторов сэкономить на налогах. В некоторых заведениях, в том числе и «Кофемании», вместе со счетом клиенту обычно приносят пречек, который еще не прошел через кассу. В отличие от обычного чека, в пречеке указаны только позиции заказа и итоговая сумма, но нет QR-кода и реквизитов фискальной памяти. Эти данные необходимы для предоставления отчетности налоговой службе. Отсутствие такой информации на чеке говорит о том, что в кассе заведения ваш счет еще не закрыт, то есть его можно отменить, скрыть от налоговой или провести мимо кассы. При этом с безналичной оплатой такой способ не работает: по карте средства всегда проходят через терминал эквайринга и кассовое программное обсечение, сразу попадая в базу налоговой службы.

С подобными ухищрениями столкнулся и корреспондент «360». Причем в одном из заведений «Кофемании» ему после оплаты принесли все тот же пречек, а фискальный чек отсутствовал. В другом кафе ему отдали только сдачу, а пречек оставили себе. В обоих случаях на чеках отсутствовали необходимые для легальной работы QR-коды. В пресс-службе «Кофемании» заявили, что такие случаи единичны, а клиенты могут всегда потребовать фискальный чек у официанта.  

Опрошенные «360» рестораторы отмечают, что невыдача клиенту фискального чека является нарушением законодательства. С 2018 года в России начал действовать федеральный закон, предусматривающий наличие в чеке QR-кода. По словам ресторатора, президента профессионального ресторанного альянса Дмитрия Левицкого, клиенту в обязательном порядке приносят сначала пречек, в котором прописаны заказанные позиции и итоговая стоимость. После факта оплаты — неважно, произвел посетитель оплату картой или наличными — ему должны выдать фискальный чек с QR-кодом и всеми необходимыми реквизитами. «Если этого не происходит, то ресторан нарушает законодательство. Не исключаю, что таким образом недобросовестные рестораторы уходят от налогов», — заметил собеседник «360».

Снижение издержек

Рестораны идут на ухищрения, чтобы сократить издержки и не повышать цены в меню, объяснил «360» владелец сети ресторанов «Мясо и Рыба» Сергей Миронов. По его словам, все дело в высокой комиссии, которую банки берут за эквайринг.

«Сейчас средняя стоимость за эквайринг составляет почти 2%. Также ресторатор должен заплатить НДС, и, чтобы взять свои деньги со счета, которые нужны на закупку продуктов, он обязан еще заплатить 3% за обналичивание средств. Поэтому на чеках, оплаченных по безналичному расчету, ресторан теряет более 5% прибыли. Соответственно, рестораны начинают искать пути минимизации издержек и прибегают к различным махинациям», — отметил собеседник «360».

Правда при таких инцидентах всегда на стороне потребителя, признают эксперты. По закону «О защите прав потребителей», любая торговая точка, имеющая годовую выручку более 40 миллионов рублей, обязана иметь терминалы. Если клиенту не позволили расплатиться картой, то он может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Ведомство придет с проверкой в заведение, и, если выяснится, что терминалы были рабочими, то ресторан получит штраф от 30 до 50 тысяч рублей.

Реклама

Реклама