«Напоминает антиутопии Оруэлла». Facebook пометил тысячи россиян тегом «госизмена» | 360°

12 июля 2018, 22:45

«Напоминает антиутопии Оруэлла». Facebook пометил тысячи россиян тегом «госизмена»

Читать 360 в

Рекламные алгоритмы Facebook автоматически пометили 65 тысяч россиян как заинтересованных в измене родине. Позже соцсеть удалила такой раздел, но у общественности возникли вопросы. Зачем компании понадобилось собирать такую информацию — разбирался «360».

Информацию о десятках тысяч заинтересованных в госизмене россиян опубликовала The Guardian. Как отметило издание, тег «госизмена» включили в алгоритмы наравне со сведениями о поле, сексуальной ориентации и политических взглядах. При этом законодательство требует согласия пользователей на сбор таких данных.

Реклама

Несмотря на то, что компания не передает эти сведения третьим лицам, к ней все равно можно получить доступ. «К примеру, они могут разместить рекламу, направленную на тех, кто живет в России и кто отмечен как заинтересованный в госизмене, а потом записать IP-адреса пользователей, которые кликнули на эту рекламу», — отмечают авторы статьи.

По данным газеты, первыми на странную категорию обратили внимание журналисты Датской телерадиовещательной компании, которые направили запрос в соцсесть. Представители Facebook пояснили, что госизмену включили в список категорий с учетом ее «исторической значимости». Она было убрана, поскольку в настоящее время измена государства считается преступлением, добавили в компании.

«Вещь беспрецедентная и отвратительная»

Facebook уже много лет использует автоматические алгоритмы для определения потребностей и интересов интернет-пользователей. На основе этих данных формируется «полезная реклама»: спортсмен увидит среди постов предложение о новых кроссовках, а любитель йоги — об интересном туре в Индию. В Орхусском университете Дании считают, что категорию «заинтересованных в госизмене» власти могут использовать для репрессивных мер. Академик университета Метте Скакы пояснил, что такой метод облегчает силовикам отслеживать людей, которых «пометили как потенциальных предателей».

На новость уже отреагировала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «Речь идет об алгоритмах таргетированной рекламы. Это становится предметом отдельных дискуссий. Мне кажется, даже на отдельных площадках примем в этом участие, потому что ситуация уже напоминает какие-то антиутопии Оруэлла про просчет людей, их категоризацию», – сказала политик.

По мнению Захаровой, с точки зрения этики – «это вещь беспрецедентная и отвратительная». При этом она подчеркнула, что зарубежные СМИ и здесь умудрились выйти на антироссийскую риторику. Как отметила представитель МИД, утверждения, что власти России таким образом отслеживают потенциальных изменников — это «просто паранойя в чистом виде».

Теория одного рукопожатия

«Мы вообще плохо себе представляем, как внутри компании, которая обладает огромным массивом данных, ранжируются люди. Я уверен, что у Facebook есть ранжирование разных стран по чиновникам, по бизнесменам. Ранжирование, которое никогда не поступит в рекламный маркетинг. Иногда мы видим в таких историях проколы — программисты редко оценивают политические и PR-последствия», — сказал «360» бывший советник президента РФ по интернету, а также основатель LiveInternet и MediaMetrics Герман Клименко.

Эксперт предположил, что соцсеть для определения людей, склонных к госизмене, может использовать списки друзей и место работы пользователя. «Есть известная легенда: через шесть рукопожатий мы знакомы с кем угодно. Но вот если вы через руку знакомы с агентом ЦРУ, а работаете, скажем, в Минобороны, то можно предположить, что что-то здесь не так. В этом плане соцсети достаточно точный индикатор структуры общества. Они довольно верно отображают предпочтения человека и круг его общения», — добавил экс-советник президента.

Клименко также добавил, что главная проблема возникает вокруг права Facebook управлять персональными данными пользователей. В ближайшие пять лет, скорее всего, «нас ждут большие информационные скандалы и прорывы в этой части», считает экс-советник президента.

С ним согласился эксперт по информационной безопасности Антон Фишман.

«У Facebook, как крупной социальной сети, есть доступ к всем данным, который пользователь публикует, на что он подписан и его область интересов. Если ключевые слова, которые используются в интересах, постах человека, или в группах на которые он подписан попали под, например, „шпионаж“ либо „участие в каких-то митингах“, то Facebook мог отнести этих людей к данной категории», — отметил он.

При этом он подчеркнул, что информация о том, что пользователь являлся государственным изменником была в каком-то смысле непубличной. Ее видел только сам пользователь, сотрудники Facebook и, возможно, какие-то провайдеры.

«Понятно, что эти люди занимались государственной изменой. Их могло интересовать оборудование: скрытые камеры, которые используются для шпионажа, конкретные митинги, которые потом произошли. Они могли этим интересоваться в общеобразовательных целях», — объяснил эксперт.

Кому могла понадобиться такая информация Антон Фишман сказать затруднился. Он не исключил интерес правоохранительных органов и аналитических агентств.

«У нас есть с вами прецедент, когда аналитическое агентство, которое, используя данные социальной сети, считается, что успешно, влияла на выборы», — напомнил он.

По его словам, другие социальные сети не пытаются сегментировать пользователей с собственной оценкой. Или, во всяком случае, не делают этого публично.

Facebook и Mail.ru

Днем ранее СМИ сообщили, что российская Mail.ru Group оказалась в числе компаний, которые получили доступ к данным пользователей Facebook. Как утверждалось, Mail.ru разработал для Facebook сотни приложений, два из которых около двух недель имели доступ к информации о пользователях. В Facebook пояснили, что приложения российской компании стали частью расследования о недобросовестном использовании данных. Оно началось после громкого скандала вокруг компании Cambridge Analytica. Между тем в Mail.ru Group заявили, что компания не контактировала с Facebook по этому расследованию.

«Facebook не нашел никаких признаков некорректного использования данных с нашей стороны, как мы и заявляли. При этом мы готовы пройти технический аудит по этому вопросу, который потребуется нашим американским партнерам», – заявили в пресс-службе российской компании.

Реклама

Реклама