Наперегонки с вечностью: памяти Георгия Данелии и Алексея Булдакова | 360°

04 апреля 2019, 20:15

Наперегонки с вечностью: памяти Георгия Данелии и Алексея Булдакова

Читать 360 в

Смерть беспощадна. Говорят, она забирает только лучших — это нелепое суеверие, но, порой, действительно становится не по себе от того, как быстро теряем мы людей, олицетворяющих лучшее, что есть в нашей культуре. С разницей в один день ушли два ярчайших таланта. Какой нравственный урок можно из этого извлечь — размышляет колумнист «360».

Первая апрельская неделя стала неделей скорби для всех ценителей русской культуры. Сначала умер народный артист России (не только по званию) Алексей Булдаков. Почти вслед за ним ушел легендарный режиссер и сценарист Георгий Данелия.

Реклама

Хоть их творчество имело общие точки соприкосновения на почве трагикомедии, это были совершенно разные люди. Да и сравнить таких мэтров — настоящее кощунство. Каждый из них достоин быть увековечен на экране, в мраморе, книгах и каждому из них поклонники воздвигли отдельный обелиск из самого прочного материала — памяти и любви.

Уже сейчас вы можете прочесть воспоминания режиссеров, актеров и просто знакомых, которые делятся драгоценными моментами общения с этими мастерами кино. Я не считаю себя достойным даже на время становится временным биографом всенародно любимого актера или великого режиссера, чье имя вписано в анналы мирового кинематографа. Поэтому моя колонка не столько разговор об Алексее Ивановиче или Георгии Николаевиче, сколько попытка отрефлексировать эту двойную утрату и понять чем заполнить творческий и нравственный вакуум образовавшийся после их ухода.

Исход титанов

С разницей в пару часов, появились две похожих новости. В память о Булдакове несколько российских телеканалов внесли изменения в свои сетки вещания, говорилось в первой. Вторую новость угадайте сами. Нет сомнений, что в ближайшие дни мы увидим в эфире целую антологию фильмов и передач, посвященных обоим кинотитанам. Ведущие пригласят всех, кто хоть раз встречался с ними на съемочной площадке или за ее пределами, покажут архивные кадры и отрывки из самых любимых фильмов. Достаточно ли этого?

Если говорить о культуре, мы живем в переходную эпоху, когда звезды живых классиков классической советской школы постепенно гаснут и на смену им вроде бы должны приходить новые таланты — но, иногда кажется, что заменить ушедших просто некому.

Вспомните, какой недавно вышедший российский фильм мгновенно растаскивался на цитаты, как это произошло с «Мимино» и «Осенним марафоном», становился культовым и приводил к появлению новых слов в языке как «Кин-дза-дза» или собирал у киноэкранов большую часть взрослого населения страны как «Афоня»?

По моему мнению, только снятые более 20 лет назад «Брат» и «Особенности национальной охоты» смогли хоть как-то приблизиться к тотальному узнаванию лучших советских картин, став самой удачной попыткой российского кино выполнить социальный заказ: хотя бы краешком глаза заглянуть в народную душу, оценить ее нынешнее состояние и дать людям новых героев вроде Данилы Багрова или генерала Иволгина.

К сожалению, сейчас наше киноискусство переживает не самые лучшие времена. Кто не верит — может изучить подбор рецензий на Youtube-канале Badcomedian. Но речь сейчас даже не об этом. Ухватить за хвост прошлое невозможно. Когда две недели назад умер режиссер Марлен Хуциев, кто-то точно определил эту смерть как один из симптомов конца целой кинематографической эпохи.

Пусть их фильмы вечны, но создатели шедевров советского и раннего российского кино, к сожалению, смертны. Уходят за горизонт мастера советского времени: незадолго до Данелии и Хуциева скончался невероятный актер Сергей Юрский. Рядом на полях некрологов уже прочерчен другой печальный след: давно нет в живых Алексея Балабанова, его любимого актера Сергея Бодрова, да и многих других творцов, на которых возлагались особые надежды по возрождению нашего кино.

Память как оружие

Если посмотреть фильмографию Булдакова и Данелии, можно увидеть одну вроде бы серьезную разницу. Если Георгий Николаевич последние 20 лет, за двумя исключениями, практически не работал по профессии, то Алексей Иванович постоянно снимался. Вот только и он работал над проектами не отражающими его масштаб.

Наша страна отчаянно нуждается в тех, кто сможет пробить новое русло для русской культуры по территории не заболоченной и не отравленной отчаянным желанием сделать «как в Голливуде», только за три копейки, да еще с отечественными подражателями великим западным актерам, больше похожими на плохих двойников Элвиса Пресли. 

Если прошлая эпоха закончилась, то новая еще только ждет своего часа. И если мы хотим, чтобы она удалась, то каждое новое печальное известие о смерти людей, сделавших посильный вклад в наше общее культурное наследие, должно восприниматься не только как повод для грусти, но и толчок к действию.

Пока еще живы те немногие, что снимали не только русифицированные комиксы и бесконечно пошлые продолжения великих советских хитов — надо учиться у них, перенимать бесценный опыт и, главное, давать работать. Работать на износ, без ограничений, выходя за рамки, но главное создавать, а не крутиться волчком в уже набивших оскомину склоках, бесконечных разборках о том, кто чей сын, внук, сват и прочей экранной грязи потоками льющейся на зрителей.

Быть как Данелия или Булдаков нельзя, но вдохновится их творчеством и сделать не хуже — можно. Надо только помнить о таких людях всегда, а не только в момент их встречи с вечностью. Иначе, боюсь оставить нашим потомкам будет нечего и традиции Эйзенштейна, Бондарчука, Тарковского, Захарова и других сияющих гениев навсегда исчезнут в кошмарном зазеркалье «Дома 2».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама